Михаил Державин, актер
- Одна известная телеведущая написала в своем блоге, что ей очень трудно возвращаться на родину из-за границы, потому что кругом хамство... После праздников я уже 25 лет возвращаюсь не из-за рубежа, а с любимой дачи. Никто не сможет убедить меня в том, что есть лучшее место для празднования Нового года и Рождества, чем родной, выстроенный собственными руками домик в Подмосковье. Но что касается других праздников, то опыт возвращения в родные пенаты у меня тоже богатый. Не знаю, может быть, из-за того, что ко мне так относятся наши люди, благодаря каким-то моим фильмам, но публики с хмурыми лицами на вокзалах или в аэропортах я не видел: всегда встречали изумительно. Каких-то казусов у меня никогда не было. И не только там, но и в больнице, куда сейчас приходится наведываться, начиная со швейцара и заканчивая санитарками, которые помогают в гардеробе, все исключительно доброжелательны.
И дело не только в том, что я актер. Вот что я думаю: все зависит о того, как ты смотришь на окружающих. Если сразу по отношению к ним проявлять агрессивность, да еще если у тебя плохое настроение, потому что там, где ты отдыхал на горнолыжном курорте, не выпал снег, и настроение кошмарное, и дома ждут неприятные новости, то понятно, почему кругом мерещатся одни хамы. Все в нашей жизни зависит от личности. Да, нужно быть бдительным, если ты человек известный, сдержи свое плохое настроение. Я очень многих знаю актеров, у которых характер зажигается в нехорошую сторону из-за пустяка. Я верю в то, что если ты смотришь на людей нормальными глазами, даже трудная ситуация рассасывается.
Послушайте, ну терпимее нужно быть. Я уже очень взрослый человек, а когда тебе столько лет, начинаешь соображать ярче. Бывают нетерпимые характеры, которых все вокруг раздражает, ничто не может соответствовать их величию. Иногда разговариваешь с коллегой и думаешь: ну что ж ты так себя убиваешь, лучше бы использовал всю негативную энергию, направленную на мир, в творчестве. Скольких людей я знаю, которые живут в прекрасных условиях, в изумительных квартирах и домах, а такие зануды и мизантропы. А дом, как и страна, - это дело твоих рук. Как я люблю что-то делать своими руками на даче! Это не замок, поверьте, а сборно-щитовой домик. Но в его обустройство вложено столько души, что он для нас стал лучшим местом.
Атмосфера - это главное. А ее создают люди, и если вокруг вас дурная атмосфера, то кто ж виноват? Можно жить в шикарном доме, но он будет пустым и холодным. Так вот такие встречи, когда вокруг тебя тепло, я очень ценю и в домах, и в странах. Не брюзжать нужно, что родина или дача плохая, а сделать ее уютной. Не страна плохая, а ты плохой в этой стране.
Полина Дашкова, писатель
- Такая негативная реакция на соотечественников, которую выложила в своем блоге телеведущая, вернувшись из-за рубежа с рождественских каникул, это, думаю, все же просто ее эмоция. Все ведь очень зависит от того, в каком ты настроении, от каких-то сиюминутных вещей, с тобой происходящих. Здесь и сейчас.
С советского времени, действительно, мне доводилось испытывать шок при возвращении домой из-за границы: контраст был резкий. При том что впервые за границей я побывала, не выезжая из соцлагеря, - в ГДР. Но и той разницы хватило, чтобы возвращение домой стало одним из сильных впечатлений моего отрочества.
И позже, в 90-е, когда начались первые свободные поездки за границу, при возвращении в Россию контраст был весьма и весьма сильный. "Там" - все было совсем другое и по-другому. Другой стиль человеческого общения на улицах, в общественном транспорте, другие люди. Сейчас отличие все же не такое разительное.
Хотя, конечно, все еще остаются бытовые подробности, отличающие их нормы общественной жизни, общественного поведения от наших.
Ну, например, до последнего времени, когда приезжала домой в Россию после длительных поездок в Европу, мне было очень сложно переходить дорогу, поскольку наши автолихачи не притормаживали даже на "зебре". Ну, да, и сегодня в европейских городах в меньшей степени, чем в российских, плюют на улицах, там вряд ли тебя толкнут при входе в автобус, там нет такого количества пьяных. Там не матерятся. Такого невероятного количества мата, как на московских улицах, не услышишь ни в одном европейском городке, не говоря уж о столицах.
Но, пожалуй, из всех контрастов между общественным поведением людей "у них" и "у нас" меня более всего задевает позиция непримиримости к собственной стране, выражаемая моими согражданами. С такой непримиримостью мне не доводилось сталкиваться ни в одной другой стране. С таким самоуничижением, самобичеванием, что "у нас все ужасно, все хуже, чем у других".
И именно в этом - с одной стороны, каком-то болезненном самоуничижении, комплексе ущербности, с другой стороны, - в каком-то подростковом комплексе превосходства, жуткой гордыни, самовозвеличивании "да мы, вот, такие, но мы - особые" - я вижу самый неприятный для себя контраст при возвращении домой. Контраст еще и в том, что если в западных странах проблемы общественных отношений - тех же пьяных или ужасных скинхедов на улицах - воспринимаются спокойнее, как свои, как те, за которые все общество и каждый его отдельно взятый гражданин несет ответственность, то наши люди воспринимают те же общественные язвы как "вот, это кто-то вражеский с нами такое специально делает". Меня всегда это очень печалит.