Владимир Кузин, замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России:
Считать или не считать движением по встречной полосе случаи, когда водитель начал обгон через разрешающую прерывистую линию разметки и закончил уже через сплошную? Это давний и очень спорный вопрос.
В связи с тем, что пленум Верховного суда в проекте своего постановления предлагает считать такой маневр движением по встречной полосе и наказывать за это по всей строгости части 4 статьи 12.15, то есть лишением прав, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин и выступил со своим открытым письмом.
К сожалению, до сих пор очень многие водители пытаются доказать свою правоту именно теми аргументами, которые предлагает Виктор Похмелкин. Что начал обгон там, где это было разрешено, но не успел закончить. Что в КоАП говорится о выезде в нарушение правил, а не о заезде обратно.
Но как тогда отсечь злаки от плевел? Кто действительно не смог завершить маневр и вернулся на свою полосу при первой возможности, а кто сознательно двигался по встречной полосе?
Правила едины для всех. Если обгон запрещен, то машина должна вернуться в свою полосу. Тем более что прерывистая разметка не заканчивается неожиданно. Перед тем как она перейдет в сплошную, появляется удлиненная разметка 1.6. Она предупреждает о том, что пора вернуться в свою полосу. Но если следовать логике, приведенной в открытом письме, то выезжать на встречную можно и на этой разметке, а возвращаться обратно - когда захочется. Ведь выезд был совершен там, где он еще не запрещен?
А тогда за движение по встречной полосе, если начал обгон там, где разрешено, и закончил там, где разрешено, но при этом в какой-то момент двигался вдоль сплошной, вообще наказывать не стоит.
Таким образом, вообще бессмысленно запрещать движение по встречной полосе. Пользуясь такой трактовкой правил, водители поголовно будут ехать по встречной полосе и создавать аварийные ситуации. Стоит напомнить, что именно лобовые столкновения славятся наиболее тяжкими последствиями.
Кстати, сплошная полоса наносится не только перед участками с ограниченной видимостью, но и перед пешеходными переходами. Вы обгоняете фуру, и не видите, может, там пешеход дорогу переходит. Пройти перед фурой он успевает, а перед едущим по встречной полосе автомобилем - вряд ли.
Сплошная наносится и перед перекрестками. Водитель не закончил обгон, а ему в лоб выезжает с примыкающей дороги другая машина.
Также бессмысленно высчитывать, через сколько метров после начала сплошной водитель вернулся в свою полосу. Началась сплошная - водитель уже должен двигаться по своей полосе.
Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы:
Решение Пленума Верховного суда о спорных случаях на дорогах еще только готовится. Но многие его положения уже сейчас вызывают горячие споры. Особенно болезненную реакцию вызывает вопрос о наказании за обгон с выездом на встречную полосу через сплошную линию разметки.
Видимо, судьи склоняются к тому, чтобы наказание за все варианты такого маневра было предельно жестким - лишение прав сроком на 4 - 6 месяцев.
Однако у многих вызывает сомнение, что эта кара будет справедливой в том случае, если водитель начал обгон через прерывистую линию разметки, а закончил через сплошную.
Как раз об этом написал Виктор Похмелкин в Верховный суд. Он ссылается на формулировку КоАП: "в части 4 статьи 12.15 КоАП РФ речь идет именно о выезде в нарушение ПДД на полосу встречного движения, но не о возврате на свою полосу и не об обгоне в целом. Однако в рассматриваемой ситуации водитель выезжает на "встречку" вполне правомерно - через прерывистую линию, пересекать которую Приложение 2 к ПДД разрешает. И даже если водитель начал обгон на разметке 1.6, предупреждающей о приближении сплошной линии, он действует законно. Ведь в том же Приложении 2 к ПДД ясно сказано, что прерывистую линию 1.6 разрешается пересекать с любой стороны.
Кроме того, пункты 11.1, 11.2 и 11.4 ПДД, посвященные правилам обгона, не содержат ни слова о недопустимости этого маневра, если его завершение производится через сплошную линию разметки. Оговаривается только обязанность водителя убедиться в том, что он не создаст опасности для движения и помех для других участников движения". Споры на эту тему идут давно. Действительно, многие начавшие обгон как положено не успевают перестроиться. Зачастую мешают сами коллеги-автомобилисты, которые ускоряются, когда их обгоняют, не держат дистанции перед впереди идущим автомобилем. Но с другой стороны, перед тем как начать обгон, водитель должен убедиться в безопасности маневра. И закончить его он должен вовремя. Ведь если началась сплошная линия, значит, видимость тут ограничена и в любой момент навстречу может выскочить автомобиль, или выйти пешеход. Не уверен - не обгоняй. Другое дело, что момент перехода прерывистой линии разметки в сплошную требуется сделать более ярким. Например, как в Финляндии. Там участок линии переходящей в сплошную выделен желтым цветом. В наших реалиях сплошная может не соответствовать опасности участка. У нас зачастую сплошная линия разметки может быть нанесена на прямом участке дороги с хорошей видимостью, но без видимых на то причин. Довольно часто бывает, что на протяжении десятков километров в сплошной нет разрывов. Между тем, в Великобритании в стандартах заложено, что через определенное количество километров сплошная линия должна иметь разрыв.