В Петербургской консерватории уже две недели в должности ректора состоит народный артист России Михаил Гантварг. Сменив Олега Малова, который продержался на этом посту в роли "исполняющего обязанности ректора" чуть больше двух месяцев, Гантварг собрал на конференции профессорско-преподавательского состава по выборам ректора 280 голосов "за" и 30 "против".
Пока ректор действует без заместителей - проректоры еще не назначены. Михаил Гантварг, имевший прежде опыт управления в качестве заведующего кафедрой скрипки и альта Петербургской консерватории, а также в роли лидера ансамбля "Солисты Санкт-Петербурга" в "Петербург-концерте", сосредоточил свое внимание на главных болевых точках вверенного ему заведения - реорганизации Оперной студии и подготовке к 150-летию старейшего музыкального вуза России.
Вы возглавили консерваторию после скандальных увольнений ваших предшественников. Сомнений не было?
Михаил Гантварг: С предложением стать ректором ко мне обратились мои коллеги, профессора и педагоги консерватории, и у меня не было другого варианта ответа. В конце февраля мне исполнится 65 лет, и консерватория для меня, куда я впервые пришел в пять лет, - родной дом. Все говорят, что это место расстрельное. Значит, мне придется испить сию чашу до дна - я к этому готов.
Ректором по уставу может быть человек до 65 лет. Вы готовы к тому, что вас будут ежегодно переизбирать?
Гантварг: Если буду жив и здоров и если министерство культуры сочтет мою работу положительной, то я останусь на этом месте в ближайшие пять лет.
И что вы собираетесь подправить в консерватории, если вспомнить крылатое выражение Жванецкого?
Гантварг: Консерватория все это время работала в режиме учебного заведения: осуществлялся прием студентов, шел процесс обучения, выпуска, студенты поступали в аспирантуру, защищались научные работы. Проблемы заключались в частой смене ректоров, которые сопровождались историей каких-либо финансовых скандалов, после чего все круги на воде исчезали, а вслед за ними исчезали и ректоры, которые обвинялись в хищениях средств. Я очень давно знаю и Александра Чайковского, и Сергея Стадлера и могу стопроцентно гарантировать, что ни один, ни другой ничего не стащили из консерватории. Консерватория - бюджетная организация, где за каждую копейку отвечают головой. Проблема заключалась в том, что каждый раз находились одни и те же люди, которые хотели зарабатывать на аренде балетных спектаклей в нашей Оперной студии. Театр консерватории в ближайшее время будет подвергнут серьезной реорганизации и станет настоящим Учебным театром.
Какой будет реорганизация Театра консерватории?
Гантварг: Во-первых, будет создан художественный совет, куда войдут профессора соответствующих кафедр. Работу в театре надо организовать так, чтобы все было прозрачно, и выстроить баланс между учебными спектаклями и арендными концертами, доход от которых шел бы консерватории. Но приоритет должен оставаться за учебным процессом, чтобы соблюдались интересы кафедры оперной подготовки, режиссуры балета и музыкального театра, чтобы новые спектакли ставились и студенты работали.
Еще одним камнем преткновения для ваших предшественников на посту ректора становился вопрос ожидания злополучных денег на реконструкцию консерватории.
Гантварг: Да, потому что есть определенная категория людей, которые когда узнают, что куда-то могут прийти денежки, тут же хотят в этом поучаствовать. За эти два месяца ко мне приходило огромное количество людей, предлагавших свои услуги, готовых помочь. А нам действительно есть, на что потратить деньги. Юбилей пройдет, но мы должны обеспечить и техническую базу, и состояние помещений, и библиотеку, и общежитие, и парк инструментов для тех, кто будет отмечать 200-летие консерватории.