Если Владимир Путин изложил в своей позавчерашней статье "новые" идеи, значит, он стал "новым". А если он стал "новым", значит, за этой новизной что-то стоит. Именно так решили вчера участники заседания Народного клуба Общероссийского народного фронта, дискутируя по основным тезисам статьи главы правительства.
"Возвращение Путина на пост президента - это наиболее вероятное развитие событий", - гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов решил сразу же, до дискуссии, обозначить позицию клуба. Поскольку позицию участники встретили должным молчанием, политолог добавил: "Причем в первом туре".
Основания для победы, по мнению Орлова, заявлены в самой статье. Еще раз перечислив уже перечисленные Путиным успехи, политолог заявил, что премьер обладает системным взглядом на ситуацию в стране и стремится достроить здание, строительство которого было начато в конце 90-х годов, с тем чтобы сделать систему действительно органичной.
Достраивать это здание Владимир Путин намерен в диалоге с оппозицией, считает Орлов, ведь кому-то же этот диалог был предложен. Политолог, впрочем, усмотрел дополнительные подводные течения. "Премьер пошел навстречу оппозиции в требовании сделать выборы легитимными, поскольку у него нет причин, чтобы побеждать нечестно. А чтобы власть пошла на диалог с оппозицией, протестующим нужно выработать структуру, более четко представлять идеологию", - объяснил Орлов.
И плохо будет, считает он, если эта идеология направит свои силы на делегитимизацию предстоящих выборов. Поползновения такие, по словам политолога, уже имеются - вплоть до того, что некоторые слои оппозиции раздумывают о кооперации с такими людьми, как Борис Березовский.
Политолог и депутат Вячеслав Никонов тем временем раздумывал, зачем Путину снова идти в президенты, и связал это решение с вызовами, которые может бросить новый гипотетический мировой кризис. "Грядущая волна кризиса, о которой многие говорят, - это не только угроза, но и возможность. Упустить окно возможности означает упустить шанс вывести Россию на уровень передовых стран Европы. Уж Германию-то мы можем догнать!" - предположил Никонов. "Можем, можем, можем", - равномерно закивал сидевший рядом Орлов. Впрочем, ни один из них не вспомнил, что десять лет назад Россия поставила себе задачу догнать Португалию, но как-то в последние годы охладела к этому процессу.
"А вот я не уверен, что нам нужен "новый" Путин, - главный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко несколько изменил тональность дискуссии. - Не уверен, потому что он не все сказал в статье о "старом". Да, какие-то вещи он довел до конца. Но ничего не было сказано, например, о борьбе с преступностью и наркоманией. Если этого разговора не будет и дальше, второй тур неизбежен".
"Неизбежна, на самом деле, открытая повестка дня", - сгладил заместитель секретаря президиума Генсовета "Единой России" Юрий Шувалов. "Фактически сейчас мы переходим к президентско-парламентской форме управления и имеем дело с другим обществом - интерактивной Россией, где все люди хотят принимать участие в жизни страны. И премьер не может это не понимать", - заключил он.