В России принято много хороших законов, регулирующих миграцию, но когда доходит до правоприменения, самые лучшие идеи искажаются до неузнаваемости. Сейчас стране нужны четкие механизмы для управления миграционными потоками.
Такое мнение высказал глава фонда "Миграция 21 век" Вячеслав Поставнин в ходе "круглого стола", посвященного развитию человеческого потенциала за счет миграции. Мероприятие прошло в рамках "Гайдаровского форума".
Эксперты сошлись во мнении, что многие принимаемые в последнее время решения по миграции, а также правоприменительная практика действующего законодательства носят коррупционный характер. Например, разрешение на работу на "сером рынке" стоит порядка 20 тысяч рублей. Из них только десятая часть, две тысячи, идет в казну государства, остальное - в карманы чиновников и посредников. И чем меньше квота в регионе, тем дороже стоит разрешение на работу.
Любой полицейский, остановивший на улице гастарбайтера, может порвать его миграционную карту и потребовать денег, говорили участники "круглого стола". Более 60 процентов медицинских справок, предоставляемых в миграционную службу, поддельные. При том что показатели заболеваемости мигрантов по многим серьезным болезням, таким, как СПИД, туберкулез, в десять-двадцать раз выше, чем у россиян. Например, туберкулезом болеют 32 россиянина из 100 тысяч. Среди гастарбайтеров этот показатель - 643 на те же сто тысяч населения.
О размерах нелегальной миграции и говорить не приходится - точной цифры не знает никто. А экспертные оценки колеблются от 6 до 12 миллионов человек. За рубеж (только посредством денежных переводов) отправляются не менее 14 миллиардов долларов в год, а сколько вывозится в карманах, сосчитать невозможно. Но самое печальное для государства то, что львиная доля этих сумм не облагается налогами.
При этом тезис, что мигранты нашей стране нужны, не вызывает сомнений ни у экспертов, ни у государственной власти. И то, что жители соседних государств, выезжающие на заработки за границу, начинают переориентироваться с России на западные страны, где разрешительные процедуры более прозрачны, а доходы выше, - тоже не секрет.
Как отметили эксперты, сейчас нам нужны хорошие миграционные механизмы. Тем более, в перспективе создания Евроазиатского экономического пространства. Сейчас у нас есть Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном и никакой миграционной угрозы России от этих стран нет. Но к тому моменту, когда в сообщество вступят Киргизия и Таджикистан, миграционные механизмы должны быть отработаны.
Справка "РГ"
Согласно официальной статистике, бурный рост привлечения легальной иностранной силы в Россию начался с 2005 года. Максимум гастарбайтеров было привлечено в 2008 году - 2425 тыс. человек. В 2011 году, по экспертным оценкам, их было 1720 тыс.
Перечень профессий для мигрантов в России расширят.