24.01.2012 10:15
    Поделиться

    Жители Ярославской и Костромской областей зимой рискуют жизнью

    Зимой многие жители Ярославской и Костромской областей по-прежнему вынуждены перебираться через Волгу на свой страх и риск. 

    Поскольку главная водная артерия Ярославской и Костромской областей - крупнейшая река Европы, мостов через нее немного. Они построены только в наиболее крупных городах. Жители остальных населенных пунктов, расположенных по берегам, осенью, зимой и весной с трепетом слушают прогноз погоды и подсчитывают морозные дни, гадая, "встал" ли уже лед. Но нынешняя не в меру теплая зима повергла многих жителей Волжского бассейна в настоящее уныние.

    Корреспондент "РГ" познакомилась с ситуацией в районном центре Тутаеве Ярославской области - пожалуй, самой многострадальной в этом плане точке на карте региона. В свое время Тутаев сформировали из двух городов, раскинувшихся друг против друга по берегам Волги, - Романова и Борисоглебска. Поэтому обе части плотно заселены, хотя с советских времен больше развивается правобережная. Именно здесь в основном идет жилищное строительство и сосредоточены органы власти, в том числе полиция с прокуратурой и судом. Также тут расположены районная больница, большинство учреждений культуры и градообразующее предприятие - моторный завод. Левый же берег остался большей частью "деревянным", одноэтажным и сельским. При этом многие его жители работают на правобережье, и период "тощего" льда для каждого из них равносилен катастрофе. Когда паром, перевозивший людей летом, уплывает на зимнюю стоянку в речной порт, а лед на Волге еще тонкий, местные власти пускают специальный автобус, перевозящий нуждающихся на другой берег аж через Ярославль. Это полтора часа пути и 110 рублей за билет в одну сторону. А надо ведь и туда и обратно...

    Впрочем, в нынешнем сезоне забрезжила обоснованная надежда на то, что замучившая тутаевцев проблема наконец будет решена. В прошлом году губернатор Сергей Вахруков обязал соответствующий департамент областного правительства и тутаевские власти обеспечить безопасное сообщение между берегами. Это поручение было выполнено, но итог настолько отвечал формуле "хотели как лучше, а получилось как всегда", что вызвал у многих только нервный смех.

    На условиях лизинга правительство области за 12 миллионов рублей приобрело для Тутаева 20-местный катер на воздушной подушке "Марс-28". Перед самым Новым годом его торжественно пустили в плавание с одного тутаевского берега на другой. Радости местных жителей не было предела. Взрослый билет стоил 24 рубля, детский - 12, и это казалось пустяком в сравнении с ценой поездки на автобусе. Как сообщалось, новому катеру "с учетом эксплуатационной скорости движения потребуется всего одна минута для пересечения Волги".

    Тутаевцам приходится переходить реку по льду или ездить на другой берег через Ярославль, затрачивая на путь три часа

    Увы, проработав два дня, "Марс-28" сломался. Его отправили в Ярославский речной порт, где специалисты установили, что брак - заводской. Представители предприятия устранили часть дефектов, заменив детали и узлы, однако, как сообщают власти, неисправными остаются главные двигатели: из-за их неустойчивой работы судно сбрасывает обороты и не развивает полную мощность. В результате Российский речной регистр приостановил эксплуатацию катера до устранения всех недостатков.

    Все каникулы тутаевцы катались с одного берега на другой через Ярославль, а самые отчаянные бегали по тощему волжскому льду. Лишь ближе к середине января ледовая корка более-менее окрепла, и городские власти организовали что-то вроде переправы: с двух сторон огородили место прохода вешками, а у берегов, где вода замерзает хуже, поставили деревянные мостки. Правда, народ по "официальной" дороге ходит мало - все по привычке бегут по протоптанной неподалеку тропке.

    - Я об официальной переправе и не знала - буду, конечно, ходить там, - призналась местная жительница Татьяна Тарасенко. - Но только в случае крайней необходимости, потому что все равно этот переход для меня - сильный стресс.

    Образец решения этой проблемы - город Мышкин. Здесь несколько лет Угличский речной порт намораживал настоящую ледовую переправу, сделанную в полном соответствии с существующими требованиями. Но проект надо делать каждый год (он стоит примерно 1,5 миллиона рублей), а переправа в нынешних климатических условиях может проработать всего месяц, а то и неделю (был уже и такой слякотный год). Поэтому от ледового варианта здесь отказались, тем более что, по словам первого замглавы администрации Мышкинского района Ольги Минаевой, Угличская ГЭС регулярно производит сброс воды, отчего лед на середине Волги у Мышкина всегда очень тонкий.

    Однако берега без связи не остались. Между ними в Мышкине всю зиму курсирует паром ледового типа, не давая Волге замерзнуть. По словам Ольги Минаевой, люди даже не пытаются пересечь реку по льду, потому что пассажиров перевозят бесплатно - такое условие стояло перед речным портом, когда он строил здесь причал. Платно перевозят лишь автомобили - по 170 рублей.

    Аналогичный паром на реке Унже работает в районе поселка Горчуха Макарьевского района Костромской области, благодаря чему зимой не остаются отрезанными от мира 7000 человек. А в самом Макарьеве, по словам начальника отдела ГИМС ГУ МЧС России по Костромской области Виктора Горбунова, на 90 процентов готова ледовая переправа.

    Но примеры благополучия, к сожалению, скорее исключение, чем правило. По-прежнему через Кострому в свой левобережный райцентр Красное-на-Волге ездят жители сельского поселения Сидоровское. Аналогичная проблема встает перед обитателями ярославского поселка Красный Профинтерн, когда у них возникает необходимость посетить расположенный за рекой райцентр Некрасовское - туда они едут тоже через Ярославль, а это еще дальше, чем от Тутаева. Протоптана дорога по Волге в районе села Глебово Рыбинского района Ярославской области. И понять людей можно: в противном случае придется ехать через Мышкин или, того хуже, через Углич, а это полдня убитого времени. Какому риску подвергают себя люди, понятно из сводок происшествий. Последнее ЧП произошло в старый Новый год, когда в этих местах утонул человек.

    - У меня особых проблем нет, - говорит директор сельхозпредприятия, расположенного в левобережной части Тутаева, Константин Форсунов, тоже переходивший Волгу по льду. - Я в случае необходимости беру машину и еду, куда надо, через Ярославль: сейчас через новый мост быстрее получается. А "безлошадные" люди мучаются. "Марс" - это, конечно, хорошо, но, по-моему, есть и другие варианты решения проблемы. Например, понтонный мост, тот же паром... Вариантов много, но до сих пор на другой берег почему-то перебираемся по старинке - по льду.

    Поделиться