Новости

27.01.2012 00:20
Рубрика: Digital

Народ "лайкает"

Интернет превращает дружбу в способ заработка, а народную любовь - в товар

Лучшую школу Тверской области выбирают с помощью интернет-голосования. Казалось бы, ситуация для наших дней вполне обыденная. И только неискушенные жители периферии, обнаружив в почте очередную просьбу "просто пройти по ссылке и проголосовать", недоумевают: как можно определять лучшую школу голосами людей, которые слышат о ней впервые.

Наша реальная жизнь все больше определяется принципом "Интернет выбирает". Создатели серии нецензурных видеороликов "+100500", набрав нужное количество просмотров, выходят на телеэкраны страны. Песня "Белая стрекоза любви" лишь один из примеров, когда хит виртуального мира завоевывает танцполы столичных клубов. Ансамбль корейского детского сада, чье выступление полюбилось жителям Сети, приглашен на открытие Театра Наций. Авторы популярных блогов становятся видными медийными фигурами.

С одной стороны, легкость, с которой Интернет производит героев дня, делает народную славу доступной любому таланту. Но с другой, превращает популярность в востребованный товар, а виртуальную дружбу и симпатию - в твердую валюту.

Яркий пример тому - многочисленные конкурсы, с помощью которых можно выиграть реальные ценности: размести свой рисунок, снимок или видеоролик на заданную тему на сайте, победителя определит голосование. В этот момент как нельзя кстати приходятся сотни виртуальных друзей.

В стремлении набрать необходимое количество голосов участники порой проявляют чудеса изобретательности.

- Первые часа три я очень активно терроризировала ленту своими молящими статусами, еще пара десятков друзей тоже не поскупились на агитацию в мою пользу, дело пошло, - рассказала в интервью интернет-порталу F5 Валентина, победительница конкурса на новенький фотоаппарат. - Но этого оказалось недостаточно. Оставался всего час, и пришлось прибегнуть к крайним мерам (спасибо подруге за идею). Я опубликовала магический статус: "Кто нажмет "лайк" ( кнопка "like" - "нравится" в социальной сети), тому покажу сиськи". "Лайки" посыпались со скоростью света. Результат - первое место.

Те, кому не хватает для победы собственных виртуальных друзей, объединяются в специальные сообщества. Члены такой группы с помощью аукциона решают между собой, кому быть победителем в том или ином конкурсе, а затем массово голосуют за избранных счастливчиков.

Многочисленные рекомендации для желающих любой ценой победить в интернет-голосовании, советуют не тратить время, умоляя знакомых, малознакомых и незнакомых людей нажать на кнопку, а просто купить нужное количество голосов. Благо тех, кто продает виртуальную любовь за реальные деньги, в Сети предостаточно.

И не важно, что стоит на кону: билеты в кино, машина или премия "Блог Рунета" - разница только в цене. "За ваши деньги пользователи ресурса "залайкают" что угодно, хоть петицию против президента, хоть рынок тухлых кроликов", - советуют знатоки.

"Если тебя никто не читает, просто купи новых настоящих друзей", - предлагает своим клиентам первая биржа рекламы в Твиттере Твайт.ру. Биржа служит посредником между теми, кому нужна популярность в Интернете, и теми, кто готов стать фолловером (от английского follow - следовать) - именно так на языке рынка называют друзей, купленных за деньги.

К тому, что нравится друзьям и знакомым, мы невольно присматриваемся сами. Именно на это рассчитывают рекламодатели, когда покупают себе виртуальных поклонников и друзей.

Народная любовь, как оказалось, по карману многим. Специальное предложение биржи Твайт.ру: за 29 300 рублей клиент получает 50 друзей плюс 50 ретвитов (ссылок на сообщение в Твиттер) в сутки в течение месяца. Итого, меньше 20 рублей за друга.

Продам друга

Можно ли заработать на жизнь виртуальной дружбой, почему "живой" друг дороже "бота", кто и зачем покупает народную любовь в Интернете - об этом корреспонденту "РГ" рассказал основатель и генеральный директор рекламной биржи Твайт.ру Кирилл Ромашов.

Давно ли у пользователей Рунета появилась возможность подзаработать на виртуальной дружбе?

Кирилл Ромашов: Первоначально это явление появилось несколько лет назад в "Живом Журнале", когда популярные блогеры ("тысячники") стали зарабатывать, размещая вместе с обычными записями оплаченную рекламу. Кто-то помечает, что это реклама, кто-то, напротив, ради максимального эффекта делает это скрытно. Позднее это явление распространилось по всем социальным сетям.

Сколько пользователей уже работают на вас?

Кирилл Ромашов: В нашей системе зарегистрировано 54 817 блогеров, 34 237 рекламодателей. В Сети нами уже размещены 2 644 545 твитов и постов.

И каков реальный заработок участника процесса?

Кирилл Ромашов: Пользователь с невысокой популярностью и маленькой известностью может пользоваться системой для того, чтобы оплачивать расходы на Интернет и мобильный телефон. Чем выше активность и популярность, тем выше доход. Звезды и лидеры мнений могут рассчитывать на большее. В аналогичной системе на Западе известная модель Ким Кардашян за сообщение в "Твиттере" берет порядка 50 тысяч долларов. Наш рынок пока что развивается.

Что значит "живые" друзья - именно их вы предлагаете клиентам?

Кирилл Ромашов: Это реальные люди, которые действительно читают аккаунт заказчика, "живут" в Сети. Мы стараемся отсеять пустышки и боты. "Лайки" для Facebook у нас расставляет не программа, а живые пользователи.

Имеют ли участники процесса право выбирать - чему или кому служить рекламой?

Кирилл Ромашов: Да, наши блогеры сами выбирают рекламу, которую хотят размещать. Они могут удалять из друзей тех, кого добавили за деньги, деньги при этом возмещаются. В этом плане мы целиком ориентируемся на этические соображения пользователей.

Кто прибегает к услугам биржи - фирмы-рекламодатели или обычные люди, желающие прославиться?

Кирилл Ромашов: И те, и другие. Есть люди, которым нужно увеличить количественно показатели их аккаунтов. Есть те, кто хочет получать большую реакцию на свои сообщения. Бренды хотят спровоцировать разговор о себе. Интернет-магазины - поднять продажи.

Получается, что купить себе популярность таким образом может кто угодно - недобросовестные участники конкурсов, мошенники, экстремисты... Вы контролируете, кому именно обеспечиваете славу?

Кирилл Ромашов: Если пользователи видят нарушения, они сигнализируют, и после этого мы рассматриваем жалобы, пресекая попытки размещения нечестной или незаконной рекламы. Когда в 2010 году вручалась премия "Блог Рунета", многие ее победители активно пользовались нашей системой. Организаторы пробовали выявлять нарушителей. Но до поступления жалоб мы не вмешиваемся в дела клиентов.

как вам это?

Александр Войскунский, психолог:

-Корысть не победишь и не перешибешь. В том числе и корысть в плане репутаций. "Тысячники" и многотысячники сами знают, что делают, когда соглашаются на так называемый product placement: похвалишь продукцию какой-то фирмы - и заполучишь подарок или конвертик. Все это придумано задолго до Интернета: бизнес приплачивает "лицу" фирмы, то есть популярной, всеми узнаваемой персоне, а менеджеры шоу или театра - клакерам, чтоб хлопали в ладоши после выступления растущей "звезды".

Хуже представляют себе последствия своих поступков все те, кто продает свои хлопки и "лайки". У них - тоже своя репутация, и ею тоже надо бы дорожить. В Интернете ничего не пропадает, в том числе и участие в платном создании чужих репутаций за счет своей. Готовность поделиться кусочком собственной репутации может обернуться серьезной потерей в будущем. Ведь "лайками" торгует, скорее всего, молодежь - и кто знает, какое будущее ждет каждого торговца? Кому-то это может преградить дорогу в хороший университет, кому-то помешает быть принятым на высокую должность, ну а кому-то, и даже многим, никак не повредит. Однако если есть ненулевая вероятность понести потери в будущем, то не мешало бы подумать: а стоит ли играть в эту рулетку?

Digital Интернет