О том, что России необходимо оказывать всестороннюю помощь Сирии и ни при каких обстоятельствах не давать "зеленый свет" резолюции Совета безопасности ООН с осуждением режима Башара Асада, на прошлой неделе говорили многие политики. Такая точка зрения стала едва ли не аксиомой внешнеполитического курса на ближайшие месяцы. В принципе все аргументы российских сторонников официального Дамаска сводятся к двум тезисам - революция в Сирии организована силами извне и не отвечает чаяниям народа. А значительные капиталовложения, которые Москва уже сделала в Сирию, необходимо защищать. И второй - на примере Сирии наша страна защищает основополагающие права членов ООН, в частности, принцип невмешательства во внутренние дела суверенных стран.
Все эти аргументы выглядят абсолютно справедливыми. На прошедшей неделе Саудовская Аравия и Катар провели встречи с так называемыми представителями сирийской революции и обещали им любую посильную помощь для свержения режима Асада. Противники официального Дамаска, как сообщил ряд западных СМИ, попросили оружие и создания буферных зон для сирийской авиации. О том, чтобы принять непосредственное участие в борьбе с регулярной сирийской армией якобы подумывает генералитет Турции. Ее войска, опять же по данным европейской прессы, могут принять непосредственное участие в боевых операциях против верных Асаду сил. Причем все эти действия будут осуществляться в обход Совета безопасности: и Турция, и Саудовская Аравия, и Катар, уверены в полной безнаказанности. Соединенные штаты с союзниками наложат вето на любую осуждающую их резолюцию в ООН.
Казалось бы, в такой ситуации России не осталось другого выбора, как продолжать оказывать помощь режиму Асада. Моральную, оружием, продовольствием. Но втягиваясь в это противостояние, где уже очевидно, что Лига арабских государств "играет" против официального Дамаска, мы рискуем потерять гораздо больше, чем уже заключенные многомиллиардные контракты с Сирией. В отличие от Соединенных штатов, которые хотя и оказывают моральную поддержку противникам сирийского президента, но вместе с тем формально находятся над схваткой, действуя через третьи страны, Россия постепенно становится частью "сирийской комбинации". Тем самым мы вольно или невольно оказываемся в эпицентре межмусульманского противостояния двух религиозных групп - суннитов и шиитов, которое имеет место в Сирии. А наша активная помощь Дамаску, по сути, в противовес официальной позиции большинства стран, входящих в Лигу арабских государств, закрывает России те окна возможностей, которые она могла бы иметь в других частях арабского мира после "арабской весны".
Приход к власти в Египте, Тунисе и Ливии различных исламских партий и обновление политической элиты этих стран давало Москве неплохие шансы восстановить утраченные в 90-ые годы позиции в регионе и заключить новые контракты. Ведь даже президент США Барака Обама недавно заявил о том, что готов поехать в любую точку мира, чтобы стать лоббистом американских экономических интересов. Но приход к власти исламских партий также означает, что новые власти будут во многих вопросах ориентироваться на позицию Лиги арабских государств. Когда Россия демонстративно оказывает помощь Сирии, она неизбежно ухудшает свои отношения с ЛАГ и несет существенные репутационные потери в глазах значительной части арабского мира.
Даже в том случае, если режим Асада устоит, он будет серьезно ослаблен введенными против Дамаска экономическими санкциями. И вряд ли окажется способен в дальнейшем выполнять условия заключенных с Москвой контрактов. В то время, как в других странах Ближнего востока и Персидского залива нам будет гораздо сложнее, чем прежде отстаивать свои бизнес-интересы и выигрывать тендеры.
Наряду с возможными финансовыми потерями - то, что в бизнесе называют упущенной выгодой, Россию ждут не менее серьезные внешнеполитические потери. Еще со времен Советского Союза во многих ситуациях наша страна выполняла в регионе роль посредника, участвовала в ближневосточном урегулировании. Но фактически открыто вмешавшись в межарабское противостояние на стороне Сирии мы закрываем для себя многие возможности, которые России давала ее прежняя равноудаленность от всех конфликтующих сторон. В то время как США и Европа, хотя открыто подзуживают противников Асада к решительным действиям, все же непосредственного участия в событиях вокруг Сирии не принимают. А потому в арабском мире их будут воспринимать в качестве более приемлемых посредников, чем Москву.
Сегодня Россия уже не может без существенных для себя потерь отказаться от поддержки официального Дамаска. В противном случае мы потеряем уже заключенные контракты с Сирией, но получим ли при этом новые в других странах арабского мира - большой вопрос. Однако мы имеем неплохие шансы воспользоваться существующим положением, если откажемся от роли всепонимающего и всепрощающего адвоката режима Асада. И выступим в качестве силы, способной на правах посредника предотвратить дальнейшее братоубийственное развитие конфликта внутри Сирии, примирить Дамаск с Лигой арабских государств. России следовало бы донести до своих сирийских партнеров вполне очевидную мысль о том, что они продолжат получать из Москвы военную и политическую помощь, только при выполнении ряда условий и рекомендаций, направленных на прекращение внутреннего конфликта мирными способами. Не исключено, что для этого президенту Башару Асаду, в конечном итоге, придется отказаться от власти и передать ее преемнику из своего окружения. В этом случае Россия станет уважаемым и перспективным посредником в отношениях между официальным Дамаском и Лигой арабских государств, в одночасье восстановит свои утраченные политические позиции в регионе. Отказ же сирийских властей прислушаться к рекомендациям Москвы, а такое развитие событий исключать нельзя, будет означать только одно - мы напрасно тратим время и деньги, спасая режим, который только на словах проявляет дружеские чувства к России.