Новости

27.01.2012 00:20
Рубрика: Digital

Продам друга

В интернете своих покупателей ждут тысячи "друзей"

Можно ли заработать на жизнь виртуальной дружбой, почему "живой" друг дороже "бота", кто и зачем покупает народную любовь в Интернете - об этом корреспонденту "РГ" рассказал основатель и генеральный директор рекламной биржи Твайт.ру Кирилл Ромашов.

Давно ли у пользователей Рунета появилась возможность подзаработать на виртуальной дружбе?

Кирилл Ромашов: Первоначально это явление появилось несколько лет назад в "Живом Журнале", когда популярные блогеры ("тысячники") стали зарабатывать, размещая вместе с обычными записями оплаченную рекламу. Кто-то помечает, что это реклама, кто-то, напротив, ради максимального эффекта делает это скрытно. Позднее это явление распространилось по всем социальным сетям.

Сколько пользователей уже работают на вас?

Кирилл Ромашов: В нашей системе зарегистрировано 54 817 блогеров, 34 237 рекламодателей. В Сети нами уже размещены 2 644 545 твитов и постов.

И каков реальный заработок участника процесса?

Кирилл Ромашов: Пользователь с невысокой популярностью и маленькой известностью может пользоваться системой для того, чтобы оплачивать расходы на Интернет и мобильный телефон. Чем выше активность и популярность, тем выше доход. Звезды и лидеры мнений могут рассчитывать на большее. В аналогичной системе на Западе известная модель Ким Кардашян за сообщение в "Твиттере" берет порядка 50 тысяч долларов. Наш рынок пока что развивается.

Что значит "живые" друзья - именно их вы предлагаете клиентам?

Кирилл Ромашов: Это реальные люди, которые действительно читают аккаунт заказчика, "живут" в Сети. Мы стараемся отсеять пустышки и боты. "Лайки" для Facebook у нас расставляет не программа, а живые пользователи.

Имеют ли участники процесса право выбирать - чему или кому служить рекламой?

Кирилл Ромашов: Да, наши блогеры сами выбирают рекламу, которую хотят размещать. Они могут удалять из друзей тех, кого добавили за деньги, деньги при этом возмещаются. В этом плане мы целиком ориентируемся на этические соображения пользователей.

Кто прибегает к услугам биржи - фирмы-рекламодатели или обычные люди, желающие прославиться?

Кирилл Ромашов: И те, и другие. Есть люди, которым нужно увеличить количественно показатели их аккаунтов. Есть те, кто хочет получать большую реакцию на свои сообщения. Бренды хотят спровоцировать разговор о себе. Интернет-магазины - поднять продажи.

Получается, что купить себе популярность таким образом может кто угодно - недобросовестные участники конкурсов, мошенники, экстремисты... Вы контролируете, кому именно обеспечиваете славу?

Кирилл Ромашов: Если пользователи видят нарушения, они сигнализируют, и после этого мы рассматриваем жалобы, пресекая попытки размещения нечестной или незаконной рекламы. Когда в 2010 году вручалась премия "Блог Рунета", многие ее победители активно пользовались нашей системой. Организаторы пробовали выявлять нарушителей. Но до поступления жалоб мы не вмешиваемся в дела клиентов.

как вам это?

Александр Войскунский, психолог:

-Корысть не победишь и не перешибешь. В том числе и корысть в плане репутаций. "Тысячники" и многотысячники сами знают, что делают, когда соглашаются на так называемый product placement: похвалишь продукцию какой-то фирмы - и заполучишь подарок или конвертик. Все это придумано задолго до Интернета: бизнес приплачивает "лицу" фирмы, то есть популярной, всеми узнаваемой персоне, а менеджеры шоу или театра - клакерам, чтоб хлопали в ладоши после выступления растущей "звезды".

Хуже представляют себе последствия своих поступков все те, кто продает свои хлопки и "лайки". У них - тоже своя репутация, и ею тоже надо бы дорожить. В Интернете ничего не пропадает, в том числе и участие в платном создании чужих репутаций за счет своей. Готовность поделиться кусочком собственной репутации может обернуться серьезной потерей в будущем. Ведь "лайками" торгует, скорее всего, молодежь - и кто знает, какое будущее ждет каждого торговца? Кому-то это может преградить дорогу в хороший университет, кому-то помешает быть принятым на высокую должность, ну а кому-то, и даже многим, никак не повредит. Однако если есть ненулевая вероятность понести потери в будущем, то не мешало бы подумать: а стоит ли играть в эту рулетку?

Digital Интернет