Борьба с бедностью - едва ли не самая ходовая тема любой президентской кампании в России. Независимо от того, насколько за четыре года, истекших с предыдущих выборов, повысился уровень жизни (а он пока хоть и далек от европейских стандартов, но все-таки растет), - независимо от этого остается актуальной задача: победить бедность. Вот и опять.
"Нас всех не устраивает многое, - отмечает Владимир Путин в своей предвыборной программе. - Это и сохраняющаяся бедность, и все еще плохой предпринимательский климат, и распространенность коррупции, и неэффективность деятельности значительной части чиновников..." Как видим, бедность глава правительства ставит на первое место в ряду того, что "нас всех не устраивает". Далее сказано: "Работающий человек в России не будет бедным. Высококвалифицированные специалисты, работающие в бюджетной сфере, будут получать заработную плату, превышающую средний уровень по экономике региона".
В случае победы на президентских выборах добиться повышения благосостояния граждан обещают все кандидаты. Геннадий Зюганов: "Находясь во главе государства, наша команда обеспечит: национальную безопасность страны и личную для граждан; переход от экономического упадка к ускоренному развитию; преодоление бедности и деградации общества". Сергей Миронов: "Борьбе с бедностью, организации жизни по справедливости посвящены очень многие социально-экономические реформы, которые нашли место в моей программе". Для смягчения социального неравенства Миронов предлагает ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, установить налог на роскошь и использовать почасовую оплату труда. Отдельной строкой - "исключение всех привилегий по пенсионному обеспечению и по заработной плате у депутатов любого уровня". Кроме того, кандидат в президенты считает необходимым ужесточить госконтроль над ценами на социально значимые товары и услуги.
Можно сравнивать предлагаемые программы борьбы с бедностью, оценивать соотношение в них реализма и популизма, но все кандидаты одинаково понимают, что бедность представляет угрозу для развития общества. Сегодня по официальной статистике 13,1 процента населения живет за порогом бедности (т.е. с доходами ниже прожиточного минимума). Минимальная зарплата у трети работников менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого - ниже прожиточного минимума. Социальное самочувствие граждан этим цифрам вполне соответствует: по опросам, 39 процентов россиян называют себя бедными людьми.
Но самое тревожное - идет воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности. То есть растет число трудоспособных людей, не желающих работать. Они стремятся стать получателями социальной помощи, уповают на государство, полагаются только на власть. Как показал опрос, проведенный Левада-Центром об отношении к известным событиям в Пикалеве, более половины российских граждан (53 процента) считают, что личное вмешательство первых лиц государства - самый эффективный способ управления кризисными процессами. По оценке 21 процента опрошенных, Путин - "энергичный и эффективный государственный деятель, который берет на себя личную ответственность за решение самых сложных проблем". Еще 13 процентов респондентов отмечают, что премьер-министр "заботится о проблемах простых людей и при любом осложнении стремится оказать им быструю и эффективную помощь". Лишь 16 процентов без восторга воспринимают "пикалевское чудо", видя в нем знак того, что "государственная машина работает неэффективно и требует постоянного вмешательства высшего руководства для решения местных проблем".
Теперь вчитаемся в предвыборные программы. К воле, инициативе, самостоятельности, гражданским ресурсам избирателей большинство кандидатов не апеллируют. В массовое сознание транслируется установка на ожидание от власти скорой и чудодейственной помощи, культивируется патерналистский, а не партнерский тип отношений между государством и его гражданами.
Цифры же, к которыми прибегают участники предвыборных дебатов, рассуждая об уровне бедности и об уровне социального расслоения, - достаточно условны. Никто не знает, сколько реально в России бедных. Ведь даже по официальным оценкам Росстата, примерно 25 процентов ВВП производится теневой экономикой. Это касается и доходов населения. Российское налоговое администрирование Владимир Путин однажды назвал налоговым рэкетом. К сожалению, так оно и есть. Поэтому в России значительная часть зарплаты находится в тени и, кроме того, сдерживается рост легальной зарплаты. Если правительство, сформированное по итогам президентских выборов, решится на реальное ослабление налогового бремени, откроется путь и для вывода зарплаты из тени, и для ее роста. Полной победы над бедностью такая мера не гарантирует, но серьезный шаг к этому будет сделан.
А вообще запросы населения куда как скромны. По данным фонда "Общественное мнение", 11 процентам россиян достаточно зарабатывать 5 тысяч рублей в месяц, чтобы считать себя небедным человеком. До 10 тысяч рублей достаточно 28 процентам, чтобы избежать бедности. Почти 20 процентов уверены, что 15 тысяч в месяц должно хватать на самое необходимое. Еще 16 процентов просят не более 20 тысяч рублей. Лишь 9 процентов считают, что нужно зарабатывать от 30 тысяч и выше.
Такую бедность - точнее, такие представления о достатке - победить нетрудно. И в этом смысле участники президентской кампании могут не скупиться на обещания.