За установку незаконных спецсигналов водителей посадят с тюрьму

Два законопроекта, непосредственно касающиеся водителей, поступили в Госдуму.

В первом предлагается ужесточить ответственность за незаконную установку на автомобиль спецсигналов.

Речь идет именно о незаконных спецсигналах. По мнению одного из авторов законопроекта депутата Госдумы от ЛДПР Ярослава Нилова, регулярные проверки, которые проводит ГИБДД совместно с ФСО, не дают результата.

Даже чиновники не брезгуют устанавливать на свои машины нелегальные мигалки. А что говорить о бизнесменах, у которых и автомобильный парк и денег на его содержание больше. Проблема в том, что максимум, который грозит водителю машины с левой мигалкой - заметьте, водителю, - лишение прав. А собственнику транспортного средства - конфискация прибора, запрет эксплуатации со снятием номеров. То есть по сути ничего. Если я, владелец фирмы "Пупкин и компания", поставил на свой фирменный автомобиль мигалку, то мой водитель, который подвез меня с ветерком, может поплатиться правами. Автомобилю я верну номера, водителя уволю и найму другого. И снова буду пользоваться незаконными привилегиями.

Таким образом четко видно, что закон, направленный на сохранение статус-кво особо охраняемых на дороге объектов, не работает. Потому что попасть в лигу особо избранных стоит весьма недорого.

Достаточно зайти на рынок и купить себе мигалку за пять тысяч рублей. Остановят - значит, не повезло.

Именно поэтому депутаты предлагают ввести огромную, практически непосильную ответственность за установку спецсигналов. А именно штраф до двухсот тысяч рублей или арест на три - шесть месяцев. Изначально была идея увеличить ответственность в Кодексе об административных правонарушениях. Но административный штраф не может превышать пяти тысяч рублей. Поэтому Нилов предложил сделать эту статью уголовной, чтобы штраф действительно бил по карману.

Проект был отправлен в правительство РФ и получил официальный отзыв. Несложно догадаться, что отзыв был отрицательным. Правительство не поддержит законопроект. И вот чем оно это аргументирует: "на сегодняшний день ответственность за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов уже предусмотрена в части 2 статьи 12.4 КоАП. Принятие законопроекта приведет к конкуренции норм УК и КоАП, что позволяет констатировать наличие коррупционного фактора".

Примечательно, что этот конфликт норм двух кодексов может быть решен простым устранением конкурирующей статьи из КоАП. И есть подозрение, что большинство автолюбителей воспримут такую поправку "на ура". Но шансов на то, что этот законопроект будет принят, - минимум. По непонятной причине любое предложение в сфере ограничения распространения мигалок вызывает у большинства законодателей отторжение. Даже в том случае, если речь идет о незаконно установленных спецсигналах.

Отзыв на этот законопроект поступил также и из Верховного суда. В нем говорится, что для криминализации тех или иных деяний требуется тщательный анализ правоприменительной практики. Однако законодатель не представил подтвержденных данных о том, что нынешние нормы не эффективны, нарушения повсеместны, а в результате страдают интересы огромного количества граждан.

Во втором законопроекте того же депутата Нилова предлагается ввести уголовную ответственность за подставы на дорогах. Нилов предлагает расширить 163 статью Уголовного кодекса, добавив в нее статью 163 прим: умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства. Наказание за это предлагается суровое: лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 300 тысяч рублей.

По словам Нилова, сейчас, если удастся поймать таких преступников, то следователям придется доказывать, что имел факт мошенничества. Это довольно сложно сделать. Следователям предстоит для начала доказать, что подозреваемые сами создали аварийную ситуацию, а затем, что они пытались получить деньги незаконным способом. Все это, конечно, возможно, но тяжело и никому не нужно. Тем более что мошенники, как правило, состоят в связи с сотрудниками дорожно-патрульной службы и сервисами.

По мнению Нилова, введение новой нормы окажет в том числе положительное психологическое воздействие на водителя. Зная, что есть статья за подставу на дороге, он с большей вероятностью будет отстаивать свои права, в том числе привлекая к разбору дорожной ситуации правоохранительные органы. Сейчас он предпочитает отделаться "малой кровью" - то есть наличными на месте. Ведь он уверен, что у нас ничего не докажешь, а мошенники в этом его старательно поддерживают.

К тому же, как утверждает Нилов, изменится сам порядок заведения уголовного дела. Если сейчас для того, чтобы его открыть, требуется найти мотивы и подтверждения тому, что это ДТП возможно подстроено, то по новому порядку уголовное дело заводится сразу, а уж потом следователи разбираются, был факт мошенничества или не был.

Правительственный отзыв на этот проект тоже отрицательный. "Законопроектом не принято во внимание, что за вышеуказанные деяния ответственность уже предусмотрена статьями 159 (мошенничество), 163 (вымогательство), 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества) и 264 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) Уголовного кодекса", говорится в нем. Предлагаемая редакция вызовет конкуренцию норм Уголовного кодекса, а это - коррупционногенный фактор. Кроме того, в этой редакции увеличивается ответственность в виде штрафа, но исключаются некоторые наказания в виде ограничения свободы.

Кстати

На днях Госдума отклонила законопроект, которым предлагалось отменить штраф за поворот направо при запрещающем сигнале светофора.

Авторами инициативы выступили депутаты Игорь Лебедев, Максим Рохмистров и Сергей Иванов. В настоящее время санкция за это нарушение составляет 1 тыс рублей. "Согласно ПДД, поворот направо или налево (а также разворот) при запрещающем сигнале светофора разрешается лишь при условии, что одновременно с ним в дополнительной секции загорается зеленая стрелка", - напомнили разработчики. Многочисленные улочки, пересекающие широкую дорогу, зачастую оборудованы светофорами без дополнительных секций, что влечет за собой появление пробок. В большинстве стран Западной Европы и в Америке "уже давно разрешено поворачивать направо при запрещающем сигнале светофора", сказано в пояснительной записке. Между тем, комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству не поддержал эту идею. Учитывая, что запрет на осуществление правого поворота связан с обеспечением безопасности движения пешеходов, а также с исключением конфликтных ситуаций с машинами, двигающимися по дороге, на которую осуществляется поворот, установленная ответственность является вполне обоснованной и направленной на обеспечение гарантий его выполнения", - говорится в заключении на законопроект. Первый зампред профильного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков напомнил, что согласно правилам дорожного движения при красном свете светофора запрещено движение в любом направлении.