06.02.2012 23:20
    Поделиться

    Сегодня нет возможностей для увеличения налоговой нагрузки на бизнес - мнение

    Ситуация в европейской, да и мировой экономике, остается нестабильной. Так, конгресс США рассматривает вопрос о повышении налогов с богатых. Европейские страны, которые только два года назад охотно шли на различные льготы и вычеты бизнесу, сейчас всерьез обсуждают введение "налога Торбина", или "Налога Робин Гуда", когда при любой финансовой транзакции (кроме купли-продажи на валютном рынке) придется платить от 0,01% до 0,1% от суммы сделки. При этом достаточно, чтобы хотя бы одна из компаний-участников такой сделки была зарегистрирована в Евросоюзе. По оценкам экономистов, это могло бы принести в казну ЕС свыше 50 млрд евро ежегодно.

    В России сегодня тоже обсуждаются различные варианты "налогового маневра", который, безусловно, необходим. Но в разумных пределах и при четком понимании, в какую сторону нужно двигаться. К слову, большинство предпринимателей до сих не знают о содержании такого маневра и в какой мере он коснется их.

    Лишь недавно, выступая на Гайдаровском форуме в Москве, глава Минфина России допустил возможность некоторого сокращения прямых налогов и замены их на косвенные, а также увеличения в перспективе, в случае плохой бюджетной ситуации, ставки НДС без изменения ставок страховых тарифов и налога на прибыль организаций.

    В настоящее время возможностей для увеличения налоговой нагрузки на бизнес нет, она и так чрезмерно высока (по производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет примерно 11,1%, строительству - 11,3%, а по металлургии - 3,3%). Если брать НДС, то дополнительные доходы бюджета (около 3 млрд руб.) может принести увеличение организаций МСП за счет принятия к вычету НДС за товары, которые приобретаются у них.

    В данный момент НК РФ предоставляет налогоплательщикам, применяющим УСН и платящим ЕНВД, льготу: они освобождены от уплаты НДС. Но на практике данная льгота делает "упрощенцев" неконкурентоспособными: контрагентам невыгодно приобретать у них товары, поскольку они не смогут принять к вычету НДС. Предлагается определять налоговую базу по НДС для контрагентов-"упрощенцев" и "вмененщиков" не с полной стоимости реализации товара, а с разницы между стоимостью его приобретения и ценой реализации.

    Кроме того, нужно навести порядок в процессе возмещения НДС и побороть коррупцию, сократить сроки возмещения, которые доходят иногда до года, снять ограничения (10 млрд за три последних года) для малого бизнеса по заявительному порядку возмещения налога и др.

    Хорошая новость, касающаяся МСП, пришла в конце января: принято решение не отменять до 2018 года ЕНВД и с 2013 года ввести патентную систему обложения, дав бизнесу право выбора. Кроме того, 24 января Дума приняла в первом чтении проект, согласно которому регионы теперь смогут устанавливать основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов. Это тоже плюс.

    Также уже с 1 января 2012 года предприниматели могут реализовывать нематериальные активы, полученные в результате НИОКР, вне зависимости от срока нахождения их на балансе налогоплательщика. Но этих решений явно мало.

    Дополнительно нужно усилить налоговую составляющую местных бюджетов, передав им в перспективе все доходы, поступающие от малого бизнеса. Сейчас в муниципальных образованиях доля имущественных налогов составляет около 17%, в то время как в США или Австрии она достигает 75% от всех доходов местных бюджетов. Также необходимо проводить более активное налоговое стимулирование отечественных институциональных инвесторов, направленное на расширение их инвестиций в реальный сектор экономики (освобождение от налогообложения доходов инвестиций в корпоративные облигации компаний и пр.). Освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на прибыль организаций (налоговые каникулы) в течение первых 2 лет работы, а также от уплаты 50% суммы налога в последующие два года. Надо улучшать налоговое администрирование. Зачастую 12 критериев для выявления "проблемных налогоплательщиков" инспекторы расценивают как доказательства нарушений, хотя сами по себе эти критерии лишь позволяют предположить возможные нарушения, а не свидетельствуют о них. А при "ревизии" всех федеральных налоговых льгот, которая сейчас проводится, важно не отказаться от льгот, полностью оправдывающих себя и активно применяемых бизнесом. Более того, амортизационную премию для высокотехнологичных компаний надо увеличивать. Это можно сделать в рамках нового правительственного законопроекта, по которому расходы на реконструкцию (модернизацию) основных средств, включенные в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику, ранее чем по истечении пяти лет с момента их введения в эксплуатацию.

    Еще один аспект, касающийся судебной практики. Спор давнишний и возник у одного хозяйствующего субъекта и УФНС по Красноярску. Инспекторы доначислили НДС за июнь 2006 года, но решение по результатам проверки было вынесено 30 июля 2009 года, то есть спустя 1 год и 1 месяц с момента истечения налогового периода, к которому относится неуплаченный налог. Суды трех инстанций исчислили срок давности с 1 июля 2006 года, однако ВАС поправил их, указав, что такой срок должен исчисляться с окончания налогового периода, в котором наступил срок уплаты налога (20 июля 2006 года), т.е. с 1 августа 2006 года. В этой связи следует законодательно распространить положения ст. 5 НК РФ о действии актов законодательства о налогах и сборах на разъяснения высших судебных органов, которые официально приобрели прецедентный характер.

    Поделиться