В Подмосковье экзамены по вождению будут проходить под прицелом видеокамер
Практическую часть экзаменов по вождению в Московской области сдавать будут под бдительным прицелом видеокамер. УГИБДД закупило 35 экзаменационных машин со специализированным комплексом "Автопрактика".
Устройство представляет переносной компьютер и семь совместимых с ним видеокамер. Шесть камер установлены внутри салона автомобиля и одна вне его. Все семь картинок выводятся на экран ноутбука в руках экзаменатора.
Внешняя камера смотрит вперед, показывая, как едет авто. Шесть внутренних будут фиксировать поведение инспектора-экзаменатора, тех, кто сидит сзади, а также действия самого водителя. При этом одна камера будет снимать движения ног экзаменуемого.
Но она не запишет красивые дамские ножки, даже если за рулем окажется девушка, а лишь педали, и если туфельки будут их путать и жать не туда, то с правами придется подождать. Договориться не получится, поскольку умная программа видеокомплекса настроена так, что стереть запись невозможно.
Это новшество, которое, однако, уже прошло годичное тестирование в этом же подмосковном управлении ГИБДД и неплохо себя зарекомендовало. Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД ГУ МВД России по Московской области Владимир Севостьянов, в прошлом году в качестве эксперимента были закуплены несколько подобных электронных комплексов.
Но их установили только на специальные экзаменационные машины, на которых сдавали практическое вождение экстерном те, кто в автошколе не учился. Это было сделано в том числе и в антикоррупционных целях, чтобы прекратить все разговоры о том, что программа ускоренного получением прав, так сказать, "самообразованцами", была легальной лазейкой покупки прав за деньги. Все остальные новички сдавали практическое вождение без видеофиксации.
Как говорит подполковник Севостьянов, практика применения камер показала, что за год количество сданных экзаменов экстерном резко уменьшалось с каждым месяцем. Как говорится, с камерой не договоришься и не заплатишь. Также снижалось и количество аварий на дорогах области с участием водителей-новичков.
Эта статистика и побудила теперь руководителей управления от эксперимента перейти к нормальной практике, когда экзаменуемый может всегда проверить, где он сделал ошибки и прав ли был экзаменатор, поставивший "неуд" за плохую езду.
Для этого специалисты управления сформулировали перед разработчиками технические условия и потом провели тендер. Он выявил, чей цифровой продукт оказался оптимальным по цене и качеству для установки его на экзаменационные машины "Лада-Приора".
Инспектор после экзамена должен остановить запись и предоставить полное видео со всех семи камер начальнику подразделения. Пока решено, что у начальника записи будут храниться месяц.
Их можно будет предоставить либо проверяющим органам, либо самому водителю по его требованию. Выкладывать в Сеть записи не планируется - необходимо проверить новую практику на соответствие с законом о персональных данных.
Для работы с комплексом в управлении провели специальные учебные тренинги на учебной базе двух отделов ГИБДД. В результате несколько десятков инспекторов получили разрешающий сертификат для работы с новыми машинами и, как полагают в УГИБДД, начиная с марта экзамены в области многие новички будут сдавать уже под запись.
При этом, как пояснил Севостьянов, те из кандидатов в водители, кто провалил экзамены, сдавая по старинке без камер, сможет обжаловать экзамен.
Тогда, как говорит Севостьянов, такой водитель получит возможность сдать экзамен на авто, оборудованном видеокомплексом. При этом на повторном экзамене жалобщика смогут присутствовать не только инспектор, экзаменатор и недремлющее электронное око, но и представители общественных организаций.