Высшая судебная инстанция разъяснила острые вопросы семейных споров. Главный вывод: ребенок должен оставаться не с богатым, а с любящим родителем. Высокий особняк с охраной у отца - не повод отбирать детей у безденежной матери.
Беда в том, что папы и мамы разучились договариваться по-хорошему. Как выяснилось в ходе изучения судебной статистики, звездные скандалы с детьми только вершина айсберга. Она лишь подтверждает, что богатые и знаменитые такие же люди, как мы. Только их жизнь у всех на виду.
Статистика Верховного суда России показывает, что каждый день в стране отчаянно спорят за ребенка 66 бывших пар. И с каждым годом число подобных процессов растет. В 2010 году суды рассмотрели 24 281 подобное дело. Для сравнения - в 2009 году прошло чуть более 20 500 таких процессов. В 2008 году суды рассмотрели более 17 000 таких дел. Безусловная новость, подмеченная Верховным судом, - люди в мантиях стали чаще доверять отцам, оставляя с ними детей.
- Ряд судов отметили, что возрастает число случаев, когда место жительства ребенка определяется с его отцом, - говорится в обзоре Верховного суда. - На такую тенденцию, в частности, указали Верховный суд Республики Коми, Пермский краевой суд, Волгоградский и Ярославский областные суды.
Права отца и матери де-юре равны. Поэтому решая вопрос, с кем жить ребенку, суды должны выяснить, где для него лучше. Под словом "лучше" подразумевается в первую очередь человеческое тепло и внимание. Сегодня многие состоятельные отцы искренне полагают, что детям будет лучше именно с ними в роскошном особняке под присмотром батальона охраны, нянь и горничных. Некоторые суды по недоразумению даже верят таким доводам. Правда, такие случаи, как указал Верховный суд, единичны. Например, Нефтекамский городской суд в Башкортостане оставил поначалу сына с отцом, указав, что у мамы нет собственного жилья, квартиру она снимает. Однако судебная коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан отменила такое решение и вернула матери сына. Как объяснила кассационная инстанция, мама не мешает сыну общаться с отцом, никаких проблем на этой почве нет. А по результатам психологического заключения авторитетом для ребенка является мать, с отцом же ему нравится гулять. Ломать привычную жизнь мальчика, забирать его у матери и отдавать отцу в новую семью смысла не было.
Зато в Красноярском крае сразу не прошли аргументы отца, мол, он занимает руководящую должность, его доходы позволяют создать такой комфорт, которые матери и не снились. Она живет в неблагоустроенной квартире, и единственный ее доход - пособие по уходу за ребенком. Но суд учел, что мать не бродяжка и не пропойца. Душевного тепла в ее доме гораздо больше, чем в особняке отца. Да и при вечной занятости большого начальника, как часто он будет видеть сына? Кто сказал, что ребенку лучше с платной няней, чем родной мамой?
Подводя итоги, Верховный суд напомнил судьям, что принимая решение, с кем остаться ребенку, нельзя главным критерием считать материальную обеспеченность родителя.
Не менее болезненный вопрос, как видеться с ребенком родителю, живущему отдельно, если сторона-"хозяйка" мешает. Поэтому в последнее время суды прописывают родителям и правила поведения. Например, в отдельных случаях суды указывали на право отдельно проживающего родителя участвовать в воспитании ребенка и решать вопросы, связанные с получением образования. Даже если отец ушел из семьи, у него есть право знать и обсуждать, в какой школе учиться ребенку, право на информацию о состоянии здоровья ребенка, его потребностях и местонахождении.
В ряде случаев судам приходилось указывать прописные истины родителям: корректно относиться друг к другу, чтобы не подрывать авторитет в глазах ребенка; совместно решать вопросы, касающиеся обучения и воспитания ребенка. Отцам нередко приходится давать установки - не посещать вместе с ребенком сеансы с вредными фильмами, где жесткость и насилие захлестывают. Матерям же суды предписывают не препятствовать общению отца с ребенком по телефону и через Интернет. И всем папам и мамам надо четко запомнить, что нельзя настраивать ребенка против другого родителя, это табу. Верховный суд посчитал, что практика подобных ценных указаний является правильной и заслуживает внимания судов тех регионов, где она отсутствует.
24 тысячи исков по разделу детей рассмотрели суды за год.
Более подробно о новом документе Верховного суда читайте в пятничной колонке Владислава Куликова.