20idei_media20

    Райцентры Белгородской области соединят четырехполосными дорогами

    Дорожные фонды позволят увеличить расходы на строительство и реконструкцию автотрасс в два-три раза

    В регионах ЦФО создают специализированные дорожные фонды. По словам экспертов, это позволит увеличить финансирование строительства и реконструкции автотрасс в два-три раза. Например, бюджет дорфонда Белгородской области утвержден в сумме 11,9 миллиарда рублей, а в планах - соединить Белгород, все райцентры, а также крупные города региона качественными четырехполосными дорогами

    С 2012 года финансирование дорожной отрасли в регионах ведут из профильных территориальных фондов. Источниками их пополнения служат акцизы на ГСМ, транспортный налог, госпошлины за выдачу спецразрешений на перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов и некоторые другие платежи в бюджет. 

    Впрочем, ждать еще год, чтобы выяснить точные суммы поступлений и связанные с ними объемы дорфондов, не пришлось. В бюджеты на 2012 год включены весьма солидные суммы, рассчитанные исходя из прогнозных показателей. То есть затраты на строительство и содержание дорог станут защищенной статьей бюджета, тогда как прежде финансирование часто шло по остаточному принципу. В Белгородской и Орловской областях даже поспешили достать из-под сукна давно одобренные проекты новых дорог, для реализации которых прежде не хватало финансовых ресурсов.

    Пойдут в обход

    Бюджет дорожного фонда Белгородской области - самого большого в ЦФО - утвержден в сумме 11,9 миллиарда рублей. Учитывая, что общий объем доходов региональной казны составляет немногим менее 55 миллиардов рублей, эксперты отмечают: в отрасль будет направлена значительная сумма. Под стать этому и планы развития транспортной инфраструктуры.

    Львиную долю доходов дорожного фонда - 8,1 миллиарда - должны сформировать поступления в областную казну. Транспортный налог, акцизы на бензин и плата за возмещение вреда, который наносит магистралям региона грузовой тяжеловесный транспорт, в совокупности дают более 3,7 миллиарда. Что касается структуры расходов, здесь два ключевых направления: это строительство и реконструкция автодорог - более 7,5 миллиарда и содержание и ремонт существующих магистралей - более 2,6 миллиарда рублей.

    Кстати, за три года - с 2012 до 2014 - в регионе планируют протянуть или реконструировать более 142 километров магистралей и 2,6 тысячи километров автодорог в населенных пунктах, соединив Белгород, все райцентры, а также крупные города региона качественными четырехполосными дорогами. Первая крупная трасса - длиной почти 49 километров из региональной столицы до Старооскольско-Губкинской агломерации - уже открыта. Планируется также продолжить создание "кольца" вокруг областного центра - о необходимости восточного обхода Белгорода говорят уже несколько лет. По прогнозам, в общей сложности это потребует почти 48 миллиардов рублей.

    Строительство двух объездных дорог намечено начать и в Орле - сделать это в регионе из-за отсутствия средств не удавалось более десяти лет. В целом с учетом привлекаемых средств из федерального бюджета совокупный объем дорфонда в Орловской области превысит 3,5 миллиарда рублей. Около 900 миллионов планируется направить на содержание региональных дорог и управление дорожным хозяйством - это в 2,7 раза больше, чем в текущем году. На ремонт, в том числе капитальный, потратят 844,5 миллиона. Приоритет финансирования обещают отдать дорогам, по которым ездят "школьные" автобусы, и мостам. Кроме того, более 320 миллионов рублей планируется привлечь из федерального бюджета на строительство сельских автодорог.

    К слову, вопрос о создании регионального дорожного фонда депутаты Орловского облсовета рассматривали дважды. Это позволило им учесть предыдущий опыт использования средств. Было время, когда из регионального дорожного фонда брали деньги, например, для закупки топлива и проведения полевой уборочной кампании. Теперь этого не будет.

    Юбилейные проспекты

    Региональный дорожный фонд Смоленской области составит почти 3,5 миллиарда рублей. Как сообщил "РГ" начальник облдепартамента бюджета и финансов Игорь Скобелев, сумма более чем вдвое превышает объем финансирования отрасли в 2011-м. Впрочем, этим дело не ограничится.

    Администрации предстоит еще реализовать региональную программу ремонта сельских дорог, одобренную в Росавтодоре и Минсельхозе РФ. Эта работа будет профинансирована в основном за счет средств федерального бюджета - из расчета десять миллионов рублей на километр. В общей сложности в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России" области выделят около 500 миллионов рублей, еще 10 миллионов направит на ремонт сельских трасс администрация.

    Кроме того, в рамках плана подготовки к 1150-летию Смоленска на ремонт дорог областного центра из федерального бюджета предполагается выделить более 600 миллионов рублей. Таким образом, всего на ремонт и содержание региональных автодорог общего пользования направят свыше 4,5 миллиарда рублей.

    Затраты на строительство и содержение дорог станут защищенной статьей бюджета, тогда как прежде финансирование часто шло по остаточному принципу

    Юбилейная тематика прослеживается и в отношении Воронежской области. Здесь в счет регионального дорожного фонда уже затратили порядка 70 миллионов рублей еще в прошлом году - на магистрали райцентра Бобров к его 300-летию. В целом за муниципальными объектами зарезервировано 15 процентов средств. Для удобства максимальное количество трасс - от транзитных, проходящих через районные города, до соединяющих крупные поселения - передадут областному управлению автодорог. Оно уже определило первоочередные объекты на три года вперед исходя из необходимости завершать "долгострои" и поддерживать перспективные территории (например, те, где строят животноводческие или промышленные предприятия).

    Всего в дорожный фонд региона поступило около 4,4 миллиарда рублей - вдвое больше по сравнению с 2011-м. Текущий ремонт магистралей потребует более 400 миллионов, свыше 300 необходимо выделить на ремонт капитальный, 500 с лишним власти намерены израсходовать на строительство и реконструкцию. Есть планы и по обновлению аварийных мостов и путепроводов.

    Быстрее, выше, длиннее

    Увеличили сметы дорожных проектов и в других регионах ЦФО. Так, во Владимирской области объем финансирования работ по итогам 2010 года составлял 1,3 миллиарда рублей, в 2011-м - 1,85, а теперь почти на 200 миллионов превысит планку в два миллиарда рублей.

    Поступления в дорожный фонд Тверской области спрогнозированы в сумме более трех миллиардов рублей, большая часть - свыше 2,2 миллиарда - от акцизов. Те средства, которые не будут освоены в течение года, перейдут на следующий. Правда, случиться этого не должно. Одну из главных задач чиновники и дорожники видят в эффективном освоении средств и росте наполняемости фонда.

    Почти четыре миллиарда рублей составляет дорожный фонд Ярославской области. Больше половины средств власти направят на содержание, ремонт и капремонт сети дорог - одновременно с выполнением комплекса работ по регистрации и межеванию. На муниципальные дороги и благоустройство территорий городских округов будет выделено свыше миллиарда. Власти найдут деньги и на обновление парка дорожной техники.

    В соседней Костромской области нормативным требованиям не отвечают почти 90 процентов автомагистралей, около 40 - нуждаются в капитальном ремонте. Таким образом, нормативная потребность в ежегодном ремонте составляет 791,1 километра. С созданием фонда появится возможность решить проблемы отрасли. По крайней мере уже в 2012 году на эти цели в бюджете предусмотрено 1,3 миллиарда рублей. Большая часть средств - свыше миллиарда - пойдет на содержание автодорог общего пользования.

    В фонде Калужской области - около трех миллиардов рублей. На эти деньги власти намерены привести в порядок 46 километров автодорог и 276 квадратных метров мостовых соединений. Региональный министр финансов Валентина Авдеева отметила: чтобы как-то стимулировать муниципалитеты к активному сбору транспортного налога, 50 процентов собранных средств планируется направлять на ремонт местных дорог. Ранее в районах занимались дорогами по остаточному принципу.