Новости

Пленум Верховного суда разъяснил, кого лишать прав за нарушения, снятые на камеру

Сегодня "Российская газета" публикует важное для всех автомобилистов постановление пленума Верховного суда.

В нем разъясняются некоторые нарушения и даются указания судьям, какое решение принимать в том или ином случае. Кроме того, эти разъяснения важны также и для автоинспекторов, стоящих на дорогах. Они должны знать, за какие проступки водителя можно применять ту или норму Кодекса об административных правонарушениях.

Хотя бы для того, чтобы не загружать суды ненужной работой - возвращать незаконно задержанные права.

В постановлении рассматриваются различные спорные ситуации, которые возникают на дорогах и по которым как сотрудники ГАИ, так и судьи не имеют единого мнения. Это вопросы, связанные с автоматической видеофиксацией нарушений, управлением транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, когда у него при этом нет права управления данной категорией транспортных средств, управлением транспортным средством без госномеров или с неправильно установленными номерами.

Также разъяснен ряд вопросов, касающихся оставления места ДТП, выезда на встречную полосу, движения задним ходом по дороге с односторонним движением.

Так, например, для движения по встречке существует только одно наказание - лишение прав. Однако в нем есть исключение: если это нарушение выявлено прибором фотовидеофиксации, работающим в автоматическом режиме, то на нарушителя накладывается штраф - 5000 рублей.

В КоАП прописано, что в случае выявления нарушения такими приборами назначается минимальный штраф, предусмотренный данной статьей. Но есть статьи, где штраф не предусмотрен вовсе, а есть только административный арест или лишение прав. Поэтому пленум ВС постановил, что в таких случаях назначается максимальный административный штраф - 5000 рублей.

В случаях, если нарушение выявил сотрудник ГИБДД с помощью такого прибора, но который не работает в автоматическом режиме, то исключение не работает. Составляется протокол, а фотографии или видеосъемка приобщаются к нему в качестве доказательства.

Что делать, если за рулем оказался пьяный, но с правами не той категории? Например, у него открыта категория "В", а он ехал за рулем автобуса, да еще и отказался от прохождения медосвидетельствования. В КоАП предусмотрена только ситуация, когда у пьяного вообще нет прав. Наказание за это - арест до 15 суток. Пленум ВС разъяснил, что если у водителя права не той категории, он пьян или отказывается от визита к врачу, то его требуется лишать прав по соответствующей статье, а за управление автомобилем другой категории наложить штраф 2500 рублей. Но аресту его не подвергать.

Действия в случае аварии на дороге также не раз становились спорными. Например, стукнулись две машины. Но одна из них остановилась не сразу, а проехала еще десяток метров. Зачастую в таких случаях сотрудники ГИБДД вменяли водителю в вину оставление места происшествия. А за это предусмотрено лишение прав. В то же время в КоАП есть часть 1 статьи 12.27, по которой можно наказать штрафом за невыполнение действий, предусмотренных правилами в случае ДТП. Верховный суд постановил в таких ситуациях применять именно эту статью, а не более суровую.

Управление без номеров карается по КоАП довольно сурово. А если нет только одного номера? Или этот номер установлен не там, где требуется по правилам, или занавешен шторками? Пленум ВС решил, что это нарушение должно караться так же строго, как и отсутствие обоих номеров. А именно по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ и наказываться штрафом в размере 5000 рублей или лишением водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Встречная полоса. Сколько аварий происходит из-за выезда на нее. А сколько спорных ситуаций она подбрасывает судьям. Вот одна из них. В левом ряду на дороге с четырьмя полосами остановился неисправный автомобиль. По правилам объехать его можно только справа. Но там нескончаемый поток машин. В то же время навстречу никто не едет. Водитель выезжает на встречку, чтобы объехать препятствие, и его тут же останавливает инспектор. При этом вменяет ему в вину именно движение по встречке: часть 4 статьи 12.15. А это лишение прав на 4 - 6 месяцев. Но есть еще часть 3 статьи 12.15 - нарушение правил объезда препятствия. За это полагается пусть и большой, но штраф. В таких ситуациях ВС порекомендовал применять именно эту санкцию.

Также были даны разъяснения по довольно распространенной ситуации - движению задним ходом по дороге с односторонним движением. В КоАП написано, что движение в противоположном направлении по дороге с односторонним движением наказывается штрафом 5000 рублей или лишением прав. Движение задним ходом напрямую попадает под эту формулировку. Теперь же появилось официальное толкование, которое и будет применяться на практике. Так, нарушение дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен" (так называемый "кирпич"), повлекшее движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, будет квалифицироваться по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ и наказываться штрафом в размере 5000 рублей или лишением водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. При этом не имеет значения, передним или задним ходом водитель въехал под "кирпич". Аналогичным образом будет наказываться и движение задним ходом по дороге с односторонним движением без объективных причин. К объективным обстоятельствам можно отнести, например, необходимость объезда препятствия или осуществления парковки.

Пешеходное время

Вчера начальник Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России обсудил с экспертами новые предложения, как защитить пешеходов.

По данным Госавтоинспекции, в прошлом году произошло более 66 тысяч дорожных аварий с участием пешеходов. В них погибло почти 9 тысяч человек, и более 61 тысячи получили ранения. Особую тревогу вызывают аварии, случившиеся именно на пешеходных переходах. За прошлый год рост таких происшествий составил 3,6 процента. По словам главного госавтоинспектора страны Виктора Нилова, с ноября прошлого года ГИБДД совместно с общественными организациями проводит проверку технического состояния пешеходных переходов. Анализ показал, что нормативы не соответствуют современным условиям. В результате Госавтоинспекция разработала свои предложения по изменению стандартов и правил. Все они вывешены в спецразделе на сайте ГУ ОБДД МВД России "Право пешехода". Но помимо собственных идей ГАИ предлагает обсудить и другие инициативы. Именно поэтому и был проведен экспертный совет.

Основные пешеходные проблемы обозначил глава Союза пешеходов России Владимир Соколов. Он указал, что 70 процентов погибших пешеходов попадают под колеса на пешеходных переходах в темное время суток. Только этот факт выявляет несколько проблем. Все пешеходные переходы должны быть освещены. Это не так сложно сделать. Например, в соседней Белоруссии у каждого перехода, в каком бы глухом месте он не был, установлены фонари, питающиеся от солнечных батарей. В некоторых регионах России в качестве эксперимента тоже начали устанавливать такие фонари. А также светофоры, которые работают по требованию. Даже короткой зарядки в короткий световой день зимой им хватает, чтобы работать сутки беспрерывно.

В числе предложений - осветить переходы, устроить перед ними шумовые полосы

Необходимо "засветить" и самих пешеходов. Эта мысль высказывалась всеми участниками "круглого стола". Предлагается обязать носить всякие фликеры. Сделать это не рекомендацией, как сейчас, а обязанностью. Правда, предварительно необходимо наполнить ими рынок. Они должны продаваться на каждом шагу. А еще лучше дариться. Хотелось бы сделать их модным аксессуаром. В конце концов многие фирмы тратятся на имиджевую продукцию: ручки, значки, блокноты. Почему не выпускать фликеры?

Как еще можно обезопасить пешехода? По словам Владимира Соколова, необходимо, чтобы переход выделялся не только зрительно. Например, приподнять его над асфальтом сантиметра на три-четыре. Чисто инстинктивно водитель сбросит скорость. Перед переходом необходимо устанавливать шумовые полосы.

С шумовыми полосами согласился и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. По его мнению, искусственные неровности могут повредить автомобиль, если водитель вовремя не заметил такое препятствие. При этом на скорость в данной ситуации они не повлияют. А шумовые полосы безопасны для машины, при этом водитель также инстинктивно сбросит скорость перед переходом.

Еще Лысаков напомнил о необходимости социальной рекламы по этому вопросу. По его словам в Думе уже более года лежит законопроект о социальной рекламе, прошедший первое чтение, который обяжет телеканалы ставить такие ролики в прайм-тайм. Сейчас их показывают в самое неудобное время, ведь никто за их прокат не платит.

По словам заместителя директора Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Владимира Розинова, в прошлом году в ДТП пострадало 22 тысячи детей. 839 - погибло. Треть из них - пешеходы. Как правило аварии с ними случаются либо утром, либо днем. То есть идут в школу, возвращаются из школы. По словам детского хирурга, необходимо разобщить транспортные и детские пешеходные потоки. Возможно ввести в обязательном порядке школьные автобусы. Это дорого. Но дешевле, чем лечение, операции, и реабилитация пострадавших в ДТП детей.

Еще одно предложение - это активное использование камер фото-, видеофиксации правонарушений на пешеходных переходах. До сих пор их активно используют только на выявление нарушений скоростного режима. В редких случаях - проезд на красный свет.

цифра

66 тысяч аварий произошло в 2011 году с пешеходами

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке