Антон Силуанов заявил, что отдельного налога на роскошь в России не будет

Налог на роскошь можно рассчитывать через уже существующий транспортный налог или налог на недвижимость, который может появиться в 2013 году, предлагает министр финансов Антон Силуанов.

При этом он впервые подчеркнул: как такового налога на роскошь в России не появится, государство собирается снимать ренту с потребления товаров класса люкс. С авто премиум-класса, элитной недвижимости, яхт, акций.

Для авто Силуанов предложил ввести повышенный дополнительный коэффициент транспортного налога. Для дорогих домов и элитных квартир - предусмотреть "надбавку" к налогу на недвижимость. Что касается иного имущества, то, как отметил Силуанов, сегодня есть некое понимание его стоимости, однако вопрос, кто будет оценивать, остается открытым. И не только он.

До этого статс-секретарь, замминистра финансов Сергей Шаталов говорил, что пока непонятно, как перекрывать возможные каналы ухода от уплаты налога. Если налогоплательщиками будут только физлица, то они начнут регистрировать всю свою "роскошь" на компании. И, вообще, уверен Шаталов, меньше всего новый налог коснется "самых богатых", поскольку наиболее дорогие активы они держат за границей. И дал понять: надо законом вводить норму, чтобы налог распространялся не только на имущество, которое находится в России, но и в других странах.

Как вам это?

Сергей Варламов, налоговый юрист:

- Налог на роскошь теоретически может перенаправить потоки инвестиций в важные для нашей страны отрасли.

"Горячие" деньги", уходящие на сверхпотребление", просто потеряют свой смысл, если их обременить налогом на роскошь. И вполне могут пойти в те сферы экономики, где их не хватает. Например, в медицину или в инновации.

Но для этого государству надо будет создавать соответствующие условия. Кроме того, сам налог должен реально заработать. А для этого необходимо решить три задачи.

Во-первых, установить критерии определения роскоши, во-вторых, при его начислении иметь документально подтвержденную рыночную стоимость объекта налогообложения. В-третьих, регистрация собственности за пределами страны должна быть исключена или максимально затруднена.

При невыполнении хотя бы одного из этих трех пунктов введение налога будет бессмысленно, поскольку создает широкие возможности для уклонения от его уплаты.

Флун Гумеров, сопредседатель ассоциации "Гильдия ювелиров России":

- Увы, дорогостоящие ювелирные украшения не поддаются администрированию. Введем налог - их будут покупать за границей.

При этом производство и реализация изделий люкс-класса в России резко снизятся. Так что здесь надо действовать осторожно.

Мария Волкова, руководитель налоговой практики адвокатского бюро:

- Да нельзя обязать владельцев яхт, самолетов, недвижимости, которая зарегистрирована за границей, платить налог в казну России.

В отношении предметов роскоши, покупаемых за рубежом, приоритетными считаются нормы международного законодательства.

Кроме того, даже если мы и введем в наше законодательство новую норму, то осуществить сбор налогов не получится по простой причине - нет механизмов контроля за приобретением такого имущества и возможности его организовать. Тем более на международном уровне. Еще один "камень преткновения": двойное налогообложение - в России и за рубежом. Эти конфликтные ситуации на практике неразрешимы. Не стоит также забывать, что введение дополнительного налога может стать очередной кормушкой для коррупционеров. Надо сразу предусмотреть, как закрыть для них все возможные лазейки.

комментарий

О налоге на роскошь шел разговор и на "деловом завтраке" в "РГ" с председателем Счетной палаты Сергеем Степашиным.

Сергей Вадимович, введение налога на роскошь поможет установлению социальной справедливости? Ведь дело не только в наполнении бюджета.

Сергей Степашин: Давайте сначала разберемся, что считается роскошью. Для человека, живущего в Тверской губернии, в деревне, для пенсионерки - роскошь это уже импортные костюмы, которые носят многие из нас. С их точки зрения, получается, что и на их надо наложить новый налог.

Тем не менее, определить, что такое действительно роскошь можно.

Сергей Степашин: А кто будет определять? Я специально отвечаю вопросом на вопрос. Идея о налоге на роскошь правильная. Но давайте сначала определимся, что это. Сверхдоходы? Берем, например, условно, сумму в миллион долларов и вводим на нее прогрессивный налог. Как это делается во Франции, Германии, в Канаде. С такой постановкой вопроса я согласен.

При такой формуле сверхдоходы за границу не побегут?

Сергей Степашин: Давайте будем реалистами, они уже давно все там.

Тогда получается, налог не с чего собирать?

Сергей Степашин: Но кое-что в России все-таки осталось. Тем не менее, проблема сбора налога на роскошь есть. Со сверхдоходами все более-менее ясно. А вот предметы роскоши... У наших богатых бизнесменов большая часть дорогой недвижимости, яхты и прочее зарегистрировано за границей. И признаться, я не знаю, как решить эту проблему. Давайте вместе подумаем и подготовим предложения.