20.02.2012 23:00
Поделиться

Концепция создания и развития государственной информационной системы учета

Концепция создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Дата подписания: 27.12.2011Опубликован: 20.02.2012

Концепция создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Окончание. Начало в номере за 14 февраля

Отраслевые информационные системы, которые предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг, регистрируются в федеральном реестре.

Предусматривается классификация видов программного и технического обеспечения информационных систем.

Для обеспечения сопоставимости и комплексного анализа информации об информационных системах их классификация должна быть единой (использоваться в отношении всех информационных систем).

Классификацию информационных систем в том числе предполагается использовать при ведении и наполнении национального фонда алгоритмов и программ, а также информационной системы управления ведомственной и региональной информатизацией.

Помимо базовой классификации, определяющей требования к информационным системам в целом, особое значение при создании системы учета информационных систем имеет ведение комплекса дополнительных классификаторов, позволяющих определять необходимые виды обеспечения, которые могут использоваться одновременно несколькими информационными системами.

В рамках учета стадий жизненного цикла информационных систем предусматривается определение классификатора указанных стадий. При этом предполагается определение состава данных, подлежащих учету на каждой стадии жизненного цикла информационных систем, и условия перехода между стадиями.

Кроме того, предполагается описание связи между стадиями жизненного цикла информационных систем для планирования бюджетных ассигнований на мероприятия.

Для полноты учета сведений об информационных системах на всех стадиях их жизненного цикла, а также для формирования ведомственной карты информатизации каждого государственного органа и карты информатизации государственного сектора в целом (на основе взаимодействия с государственными органами субъектов Российской Федерации) предусматривается формирование и ведение паспортов информационных систем. При этом предусматривается единая система присвоения информационным системам уникального учетного номера, который не изменяется на протяжении всего жизненного цикла информационной системы.

Использование единой системы идентификации позволит в том числе организовать непрерывный цикл управления информатизацией в государственном секторе, включающий:

принятие решения о создании информационной системы;

планирование мероприятий, а также обоснование потребности в их финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (при организации этого процесса на уровне субъекта Российской Федерации);

реализацию мероприятий (в том числе проведение закупок и заключение государственных контрактов);

учет результатов проводимых мероприятий и оценку их результативности и эффективности;

использование результатов проведенных мероприятий и оценки их эффективности и результативности при планировании очередных мероприятий.

Для каждого типа информационной системы (группы информационных систем) в соответствии с разработанным классификатором предусматривается формирование показателей (индикаторов) эффективности и результативности разработки, внедрения и эксплуатации информационных систем. Указанные показатели составят основу анализа оценки обоснованности проводимых государственными органами мероприятий. Кроме того, предусматривается разработка системы построения рейтингов информационных систем государственных органов по уровню эффективности их создания и использования на основе заданных критериев.

Для обеспечения информационной поддержки деятельности государственных органов при проведении мероприятий предусматривается использование средств аналитической обработки данных об информационных системах, в том числе сравнительный анализ уровня информатизации государственных органов, контроль отклонения параметров информационных систем от типовых значений, а также визуальное представление результатов анализа в форме таблиц, диаграмм, графиков, карт и иных средств визуализации.

Организация работы системы учета информационных систем и механизмов учета информационных систем будет осуществляться на основе положения о системе учета информационных систем, утверждаемого Правительством Российской Федерации, определяющего в том числе:

участников информационного взаимодействия в процессе сбора и актуализации информации;

права и обязанности участников информационного взаимодействия по размещению, контролю и анализу размещенной информации;

состав сведений об информационных системах;

формы, сроки и порядок предоставления сведений в систему учета информационных систем;

правила использования единых справочников и классификаторов;

форматы предоставления сведений в систему учета информационных систем.

Для обеспечения учета информации об информационных системах субъектов Российской Федерации предусматривается:

предоставление уполномоченным органам субъектов Российской Федерации удаленного доступа для работы с системой на безвозмездной основе;

создание открытых интерфейсов для организации информационного взаимодействия с информационными ресурсами субъектов Российской Федерации, содержащими сведения об информационных системах, на различных этапах их жизненного цикла.

В целях повышения открытости процессов управления информатизацией в государственном секторе на портале информационной системы ведомственной и региональной информатизации (http://365.minsvyaz.ru/) предусматривается размещение информации:

об уровне информатизации государственных органов;

об использовании средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации;

об эффективности проводимых мероприятий, а также запланированных и достигнутых результатах.

IV. Архитектура системы учета информационных систем

Проектирование и разработка технической архитектуры системы учета информационных систем базируется на следующих принципах:

использование централизованных технологий хранения и обработки информации;

использование стандартных интерфейсов для взаимодействия информационных ресурсов и других (внешних) систем, основанных на открытых стандартах межсистемного взаимодействия;

обеспечение готовности технической инфраструктуры к развитию системы учета информационных систем в части расширения ее функциональности, увеличения численности пользователей и повышения качества предоставляемых сервисов;

обеспечение сохранения функциональных возможностей в полном или уменьшенном объеме при сбоях в работе системы учета информационных систем (отказоустойчивость);

обеспечение возможности восстановления работоспособности системы учета информационных систем и данных за минимально короткий период после нарушения работоспособности (катастрофоустойчивость).

Основу системы учета информационных систем составляют:

подсистема учета информационных систем;

подсистема мониторинга и анализа;

подсистема информационного взаимодействия.

Подсистема учета информационных систем предназначена для ввода, хранения и обеспечения доступа к данным паспортов информационных систем, используемых в государственных органах. При этом в указанных паспортах обеспечивается учет следующих сведений об информационных системах и мероприятиях:

классификационные и идентификационные признаки информационных систем;

правовые основы создания, модернизации и эксплуатации информационных систем;

функциональные требования к информационным системам;

стадии жизненного цикла информационных систем;

государственные услуги (функции), реализуемые с использованием соответствующих информационных систем;

сроки реализации мероприятий;

стоимость реализации мероприятий;

результаты работ, проводимых в рамках мероприятий;

государственные контракты, направленные на реализацию мероприятий;

структура управления проектами;

лица, ответственные за реализацию проектов, и их фактический опыт реализации проектов;

иные сведения, определяемые на этапе технического проектирования.

Подсистема мониторинга и анализа реализуется на базе многофакторного анализа данных в режиме реального времени и предназначена для обеспечения мониторинга использования информационных систем, в том числе оценки эффективности и результативности их создания, развития, модернизации и эксплуатации, а также построения рейтингов информационных систем по заданным критериям. В рамках этой подсистемы предполагается обеспечение визуального представления результатов анализа уровня информатизации государственных органов в форме таблиц, диаграмм, графиков, географических карт и иных средств визуализации.

Подсистема информационного взаимодействия предназначена для обеспечения интеграции системы учета информационных систем и других (внешних) информационных систем для оперативного наполнения и поддержания в актуальном состоянии сведений об информационных системах, используемых государственными органами, а также для обеспечения открытого доступа заинтересованных организаций и граждан Российской Федерации к информации о состоянии информатизации государственного сектора.

В рамках создания системы учета информационных систем предусматривается ее интеграция с государственными информационными системами, включая:

информационную систему управления ведомственной и региональной информатизацией;

официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе в части планов закупок, а также информации о размещенных заказах, заключенных контрактах и об исполнении контрактов;

Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций);

реестр федеральных государственных информационных систем;

государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части информации о средствах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся финансовым обеспечением реализации мероприятий.

В дальнейшем при развитии функциональных возможностей системы учета информационных систем перечень информационных систем, интеграция с которыми должна быть обеспечена с использованием подсистемы информационного взаимодействия, может быть дополнен.

В рамках указанной подсистемы будет обеспечено использование единых реестров, справочников и классификаторов, а также единая идентификация информационных систем.

Предусматривается публикация информации об информационных системах государственных органов на портале информационной системы ведомственной и региональной информатизации, а в части информации о расходах на информатизацию государственных органов - на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru).

Информационное взаимодействие системы учета информационных систем с указанными государственными информационными системами планируется осуществлять на основе использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

V. Механизм и этапы создания системы учета информационных систем

Учитывая сложность, масштаб и комплексность проблем, связанных с реализацией задач по разработке и внедрению системы учета информационных систем в деятельность государственных органов, предлагается многоуровневая система управления процессом.

Правительственная комиссия осуществляет координацию работ по созданию и развитию системы учета информационных систем, в том числе:

рассматривает и одобряет планы работ по созданию и развитию системы учета информационных систем, а также обеспечивает контроль за их исполнением;

координирует действия федеральных органов исполнительной власти в части создания и развития информационных систем, интегрируемых с системой учета информационных систем.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивает создание и развитие системы учета информационных систем, в том числе:

разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий необходимые правовые акты, а также организационно-распорядительные и методические документы;

формирует требования к созданию и развитию системы учета информационных систем, а также к интегрируемым информационным системам федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения информационного взаимодействия с системой учета информационных систем;

обеспечивает разработку и мониторинг исполнения планов работ по созданию и развитию системы учета информационных систем;

является государственным заказчиком и оператором системы учета информационных систем.

Государственные органы в соответствии со своей компетенцией, руководствуясь положением о системе учета информационных систем, размещают сведения об используемых информационных системах в системе учета информационных систем исходя из принципов обеспечения актуальности, достоверности и полноты информации, а также реализуют мероприятия по информационному взаимодействию создаваемых, развиваемых и эксплуатируемых информационных систем с системой учета информационных систем.

Создание системы учета информационных систем предлагается реализовать в 2 этапа:

на I этапе планируется создание системы учета информационных систем и ее ввод в опытную эксплуатацию (IV квартал 2011 - I квартал 2012 г.);

на II этапе планируется доработка системы учета информационных систем по результатам опытной эксплуатации, ее интеграция с информационными системами федеральных органов исполнительной власти и ввод в промышленную эксплуатацию (II квартал 2012 - IV квартал 2012 г.).

Поделиться