В Москве завершился съезд "Правого дела", где стало ясно, что умирать эта партия не намерена. Однако инстинкт выживания не помешал делегатам перессориться из-за того, за кого голосовать на президентских выборах: Владимира Путина или Михаила Прохорова. Большинство решило поддержать резолюцию с рекомендацией в пользу Путина.
Делегаты превратили исполняющего обязанности председателя в просто председателя Андрея Дунаева, его заместителем стал Вячеслав Маратканов, а также проголосовали за формирование нового федерального политсовета из 21 делегата.
Официально "правые" собрались для того, чтобы переизбрать руководство и, судя по дискуссии среди делегатов, эта тема волновала их гораздо больше, чем какие-то идеологические концепции. Впрочем, структура партии так долго была в состоянии полной неразберихи, что само ее формирование - уже концепция и идеология в одном флаконе. Напомним, что "ПД" была создана слиянием трех партий - "Союза правых сил" (сохранившего большую часть своего актива), "Гражданской силы" (присоединился ее создатель Александр Рявкин, а не сотрудничавшие с "ГС" Мария Арбатова и Михаил Барщевский) и "Демократической партии" (ее лидер Андрей Богданов упорно сохранял параллельно "Центр Андрея Богданова", где были фактически трудоустроены преданные ему партийцы). Особенностью этой партии было существование за каждым из трех официальных лидеров-сопредседателей "теневого": так, за Леонидом Гозманом стоял Андрей Дунаев, за Георгием Бовтом - Рявкин, за Борисом Титовым - Богданов.
Соответственно, руководили партией три сопредседателя, и стоило им поругаться - как вся работа вставала, потому что без консенсуса решения не принимались, а поругаться им всегда были готовы помочь трое "теневиков". И структура партии была сформирована на троих - равное представительство в федеральном политсовете и равное представительство в региональных отделениях. Летом прошлого года в партию на три месяца "зашел" миллиардер Михаил Прохоров, кардинально структуру партии менять не стали, просто ввели единоначалие и дали председателю огромные полномочия. Но в сентябре состоялся печально знаменитый съезд, когда скромный рядовой член партии Андрей Богданов и глава федерального исполкома "ПД" Андрей Дунаев увели большую часть делегатов на параллельный съезд. Прохоров ушел, а партия проиграла выборы в Думу под руководством исполняющего обязанности председателя Дунаева.
Следующий этап этого вечного "марлезонского балета правых" наступил две недели назад, когда Андрей Богданов заявил, что его выбрали лидером создаваемой Демократической партии. Причем они уже подали документы в Минюст на регистрацию политической партии.
А сегодня в закрытом режиме свой съезд провел Александр Рявкин - он тоже воссоздает как партию "Гражданскую силу".
Правда, Дунаев считает потери незначительными. По его словам, вместе с Леонидом Гозманом (исход бывших эспэсовцев после ухода Прохорова) "ушли человек 10, человек 500 увел Богданов - это и считая региональные отделения, и человек 15-16 - Рявкин".
Оставшихся в "Правом деле" партийцев представляли 76 делегатов. Все они были настроены мирно, так, попытки Евгения Меньшикова устроить дискуссию вокруг выдвижения альтернативного кандидата в председатели "Правого дела" быстро превратились в фарс: "Давайте сделаем выборы лидера партии альтернативными, покажем, что мы действительно демократическая партия, и выберем Геннадия Андреевича на демократической основе!"
- Андрея Геннадьевича! - перекрикнула всеобщий хохот из президиума Александра Перехватова, - Геннадий Андреевич - это другая партия (инициалы Зюганова - Геннадий Андреевич, - прим. "РГ").
В общем, нашли двух не отказавшихся, но поддержка альтернативным кандидатам была так мала, что их даже в бюллетень для голосования не включили.
Больше эмоций вызвала дискуссия вокруг нового устава. Разногласия вызвали два пункта: полномочия президиума федерального политсовета и деньги. Так, Михаил Каратунов с Алтая заметил: "Я предлагал увеличить состав президиума, там сейчас в проекте 5 человек, получается, три человека собрались - и региональной организации нет". "Да, президиуму федерального политсовета даны чрезмерные полномочия, - соглашался Павел Сигал из Татарстана, - Особенно меня беспокоит то, что президиум может распустить любое отделение или отменить любое решение отделения". На это Дунаев вышел и напомнил, что всегда было чрезвычайно сложно собрать кворум из членов федерального политсовета, "сидим и ждем, придет восьмой или нет".
В итоге большинство победило, чтобы проиграть. Потому что вместо того, чтобы выбрать президиум ФПС на съезде, или сразу после съезда, его решили создать по итогам октябрьских выборов. А это значит, что сейчас партией будут руководить председатель и его заместитель, ведь оснований считать, что дисциплина среди членов ФПС улучшится, нет решительно никаких.
Тему денег разрешили гораздо быстрее.
"Устав стал более демократичным, чем был, но некоторые моменты вызывают у меня настороженность, - не унимался Меньшиков, - ситуация в партии у нас после выборов сложная, у многих есть обязательства перед сотрудниками, давайте сперва выполним обязательства и не будем сбрасывать на регионы долги". "Уже сбросили!" - мрачно выкрикнули из зала. Но дискуссию быстро закрыл Андрей Дунаев: "Только один большой минус - нашу партию сейчас содержат два человека, Дунаев и Маратканов, кто готов стать третьим?" Таковых не нашлось.
Позже "РГ" Дунаев заметил, что у них "партия недорогая", хотя уточнить сумму отказался.
И съезд уже плавно шел к концу, когда Дунаев опять решил выступить, заявив, что партия не может не определиться со своей позицией на президентских выборах - иначе нужно "взять и распуститься". Он напомнил, как сперва хотели поддержать независимого кандидата, потом Григория Явлинского (его не зарегистрировали), и вот сейчас надо выбирать из пятерых. "Зюганов - я не хотел бы за него голосовать, - размышлял глава "правых", - второй и третий - это Жириновский и Миронов, ну можно отдать за них голоса с точки зрения протеста, но это политическая профанация. Осталось два кандидата - Михаил Прохоров и Владимир Путин. Михаил Прохоров - талантливый управленец, гениальный человек - наизусть помнит все цифры до копейки. Но он авторитарный человек. А Владимир Путин поддерживает с трибуны все либеральные идеи, за которые мы боролись, и о которых говорит президент - упрощение регистрации партий, отмена подписей, выборы губернаторов".
И тут началось.
- Мы в нижегородском отделении уже поддержали Путина, и в субботу ходили на митинг, - заявил Денис Лабуза. - Владимир Владимирович очень близок Нижегородской области, он у нас был и в праздники, и в горе - после пожаров.
- Я бизнесмен, у меня друзья бизнесмены, - возражал Андрей Некипелов из Челябинска, - голосовать за Путина - это какой-то стокгольмский синдром. Прохоров - это независимый кандидат, он показал себя, у него прогрессивная, реформаторская программа.
- Все прекрасно понимают, что победит Путин, - спорил Алексей Бурцев. - Да, Путин самый популярный политик, но наша позиция должна быть - не голосуйте за Путина, голосуйте за кого хотите.
- Как раз программа Путина противоречит нашей, - поддерживал Александр Безделов, - да правительство весь год боролось, чтобы не снижать ЕСН, и так по всем пунктам. Вообще, решение о поддержке кого-либо противоречит ранее принятому решению не поддерживать никого. У нас так никакой монолитной партии не будет, а будет еще один раскол. Я сам знаю, что несколько отделений поддержали Прохорова, что им тогда делать?
- Мы знаем, что победит Путин и наша помощь ему совершенно необязательна, - добавила Елена Гусева, - наш съезд пошел по правильному пути, дал полномочия регионам и снял единоначалие. Предлагаю передать полномочия о принятии резолюции региональным отделениям, тем более, что региональные отделения уже приняли решения и в противном случае возможен раскол.
- Голосовать надо, это наш гражданский долг, - и Талгат Файзуллин призвал голосовать за Путина.
- Два кандидата идут от демократического лагеря, Путин и Прохоров, - вмешался Евгений Меньшиков, явно решивший побить рекорд громкими заявлениями, - Я был одним из немногих, кто был против отставки Прохорова на последнем съезде - в плане перспектив попадания партии в Думу. Но это не значит, что мы должны его поддерживать, он показал, что он не демократ, он руководитель авторитарного толка. Мы не можем поддержать Путина, давайте поддержим лучше того, кого он выдвинул премьером - Дмитрия Медведева. И тем самым мы ему открываем дверь возглавить у нас впоследствии Высший совет.
- Сложное решение, которое нам предстоит принять, - оценил идею с резолюцией Артур Мяки. - Если поддержим одного - то что делать региональным отделениям, которые поддержали другого? Наш электорат на 90% будет голосовать за Прохорова, если мы сегодня примем решение поддержать Путина, мы их потеряем.
- Давайте без раскола, - и тут Владимир Ульянов стал признаваться, - у меня тоже пара человек работают на Прохорова. А я работаю на Путина. Но мы-то съезд и должны принимать однозначное решение, любое решение, которое не будет однозначным, не будет политическим.
- Раскола у нас не должно быть, - согласился Александр Кушнарев, - сейчас у нас в Белгороде Путин пользуется доверием. Нам с Путиным работать, поэтому сегодня я считаю, что надо поддержать Путина, но мы со своей платформы не уходим.
Делегат из Пензы заметил, что программа Путина гораздо правее программы Прохорова.
В общем, в резолюции обтекаемо написали, что курс на либерализацию может быть продолжен, если поддержка будет оказана Путину.
"За" проголосовали 48 делегатов, "против" - 21, двое воздержались.
Андрей Дунаев пообещал, что никаких репрессий против тех, кто работает на кампанию Прохорова, в партии не будет.
Но вряд ли он будет настолько же мягок, если обещания Михаила Прохорова быстро, в течение двух месяцев создать партию, окажутся правдой - ведь даже голосование среди делегатов съезда показывает, что ему есть откуда увести людей. И это не считая остальных "правых" проектов: Республиканской партии Владимира Рыжкова, "Парнаса" и "Демократического выбора" Владимира Милова.
- Никто не вправе отходить от мнения партии, высказанного публичного, кого это не устраивает - может выходить и создавать свою партию, - заметил председатель "Правого дела".