В Челябинске на дорогах установят экраны, показывающие статистику ДТП

В городе на вблизи опасных участках дорог планируется разместить экраны с меняющейся статистикой ДТП.

Как вспоминают эксперты по дорожной безопасности, это новшество - "модернизация" старого опыта, когда ставили на постамент вдрызг разбитую машину. Проезжавшие мимо водители должны были задуматься о важности соблюдения правил безопасности.

- Установка экранов с меняющимися цифрами ДТП - это более современный, соответствующий требованиям дня вариант того "памятника", - рассказал корреспонденту "РГ" специалист управления дорожного хозяйства администрации города Валерий Темников. - Они призваны сформировать адекватное правосознание водителей. Сегодня трудно сказать, каковы будут затраты на реализацию проекта. Тем более что еще не решено, сколько именно средств из бюджета отпущено на установку экранов. Но поскольку в них будут использоваться интеллектуальные системы, то вряд ли это будет дешевое "удовольствие".

По словам экспертов, в любом случае установить "предупреждающий" экран будет значительно дешевле, чем, к примеру, вырыть на оживленном перекрестке подземный переход. Идея челябинских властей "напугать" горожан- автовладельцев за их же счет понятна. Но насколько она эффективна с психологической точки зрения? И испугаются ли сами водители? На этот счет у челябинцев разные мнения.

- К этой идее замечательно подходит поговорка "Дуракам закон не писан": автомобильные хамы как ездили с нарушением правил, так и будут ездить,- считает психотерапевт Андрей Бабин.- И никакие цифры ДТП на экранах их не смутят и не испугают. Возможно, предупреждение подействует на законопослушных водителей. Но они и так притормаживают перед опасными перекрестками...

По мнению Бабина, идея с экранами не очень хороша еще и потому, что несет с собой дополнительную негативную информацию.

Предполагается, что такое психологическое воздействие на водителей заставит их быть более осторожными

- У наших людей и без того много новостей об убийствах, смертях,- говорит психотерапевт,- теперь им предлагают еще и цифры ДТП. Все это вместе - прямой путь к депрессии. Я бы предложил воздействовать на водителей, разместив на обочинах дорог что-нибудь светлое, позитивное. Это будет неожиданно для водителей, заставит их задуматься, а по силе воздействия, уверен, будет нисколько не хуже предупреждающих экранов с цифрами происшествий.

Челябинка Светлана Григорьева считает, что мелькание цифр может отвлекать водителей от управления автомобилем.

- Честно говоря, когда я езжу за рулем, не особо обращаю внимание на то, что показывают по экранам. Стараюсь не отвлекаться от дороги.

- Идея подобной социальной рекламы интересна,- рассказал "РГ" менеджер Сергей Крапивин.- Важно, чтобы экран не был слишком большим, иначе он сам превратиться в помеху.

С этим мнением согласен и начальник отдела пропаганды управления ГИБДД Челябинской области Виктор Хайруллин:

- Важно, чтобы новый информационный носитель не затруднял дорожную обстановку и не стал очередным баннером, из-за которого водителю лишний раз придется крутить головой. То есть он должен быть и заметным, и компактным одновременно. При этом размещен такой экран должен быть вблизи перекрестка, а хотя бы метров за 70 до него, чтобы у водителя было время "считать" информацию и обдумать ее. Если эти условия будут соблюдены, то уверен, что установка подобных экранов пойдет только на пользу.

Хайруллин и вовсе предлагает "усовершенствовать систему": а что если вбить предупреждающую информацию об опасных перекрестках в навигатор?

Уже сегодня в Челябинске сделать движение более безопасным призваны новые технологии: запуск автоматизированной системы управления дорожным движением, которая сегодня работает в тестовом режиме. Она охватывает 20 наиболее оживленных перекрестков мегаполиса. Оператор управляет плотностью транспортного потока в режиме онлайн. В зависимости от количества автомобилей корректируется время работы зеленого сигнала светофора. Как рассказал заместитель главы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников, уже в 2012 году система расширится за счет размещения на дорогах города электронных табло.

- Новая функция позволит водителям прямо во время движения узнавать, стоит ли ехать прямо или лучше свернуть на другую улицу, - пояснил вице-мэр. Информационное табло будут рекомендовать автолюбителям объезд по менее загруженной дороге.

Снижению аварийности будут способствовать цветные пешеходные переходы и установка специальных предупреждающих плакатов перед учебными заведениями.

Пристальное внимание власти будут уделять наиболее опасным участкам, которых в городе, по данным ГИБДД, 236. - "Лидируют" среди них - перекрестки улиц Братьев Кашириных - Молодогвардейцев (93 ДТП в течение года) и Победы - Чичерина (79 ДТП). По каждому из них намечен список конкретных мер, которые призваны сократить число аварий. Где-то предстоит поставить светофоры, где-то смонтировать дополнительное освещение или установить "лежачих полицейских".

Словом, главная задача - не наказать за нарушение, а предупредить дорожно-транспортное происшествие.

Кстати, в 2011 году в Челябинске было зарегистрировано 1874 дорожных происшествий.

цифра

100 человек погибло на дорогах в 2011 году в Челябинске, более двух тысяч горожан получили травмы