Половина ликероводочных заводов в регионах России работает незаконно

Прошедшие праздники для некоторых регионов РФ оказались безалкогольными. Причина в том, что в этом году некоторым производителям, не получившим лицензии, пришлось распродать прошлогодние запасы и приостановить выпуск своей продукции.

Напомним, в прошлом году, по информации наших экспертов, более 500 производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции должны были пройти процедуру получения новых лицензий в связи с истечением срока действия выданных в 2006 году. Однако из-за отказов лицензирующего органа - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) - многие из них вынуждены были останавливать производство.

Так, Ростовской области теперь придется завозить алкогольную продукцию из других областей. Здесь ни один завод, занимающийся производством водки и ликеро-водочных изделий, не прошел процедуру перелицензирования. Таким образом целый регион, насчитывающий около 5 млн жителей, остался без водки. Ведь сейчас в области из десяти производителей крепких напитков осталось всего четыре, но их профильной продукцией являются винные изделия и алкогольные коктейли.

Для области, чьи доходы бюджета в этом году ожидались на уровне 98 млрд 989,3 млн рублей, это повод всерьез задуматься. По итогам прошлого года в бюджет Ростовской области поступило семь миллиардов рублей от производства и реализации алкогольной продукции, большую долю которой составили акцизы от пивоваренной продукции.

- Это серьезная статья наших доходов, - заявил Андрей Иванов, директор Департамента потребительского рынка Ростовской области, - простой производителей ликеро-водочной продукции уже приводит к тому, что мы недополучаем акцизов, и если эта ситуация не разрешится, то объем выпадающих акцизов составит более 130 млн рублей. Это деньги, которые мы недополучим и которые могли бы пойти на социальные программы.

И это не единичный пример. В Ярославской области, по данным департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка правительства региона, из двух предприятий, занимающихся выпуском алкогольной продукции, лицензия была продлена у крупного производителя ЛВЗ "Ярославский", который в прошлом году произвел более 607 тысяч декалитров алкогольной продукции.

А небольшой заводик "Гамма", который находится в Тутаеве и производит в год лишь 17,8 тысячи декалитров вина, с перелицензированием не справился.

Из-за проблем с лицензией в прошлом году практически на пять месяцев пришлось остановить производство и ведущему российскому винно-коньячному заводу из Калининградской области, выпускающему известный коньячный бренд "Старый Кенигсберг".

"С одной стороны, задержка была связана с внутренними причинами, обусловленными глубокой модернизацией и коренным техническим перевооружением производства, идущим на предприятии, - комментирует "Российской бизнес-газете" ситуацию директор по маркетингу калининградского винно-коньячного завода Марьяна Гарцева. - С другой стороны, сроки растянулись из-за ужесточения лицензионных требований Росалкогольрегулирования, которые завод в основном приветствует. Но был и ряд чрезмерных пунктов, выходивших, по нашему мнению, за рамки необходимого".

Однако ряд экспертов не склонны драматизировать ситуацию. "В 2006 году процедура получения лицензии была формальной. Сейчас же требования были достаточно жесткие, которые следовало выполнять до запятой. И это право регулятора алкогольного рынка", - рассказал "РБГ" Дмитрий Добров, глава Союза производителей алкогольной продукции.

Тем не менее производители в Ростовской области жалуются, что новые требования закона стали во многом жесткими и непосильными даже для заметных игроков на алкогольном рынке. Среди наиболее распространенных нарушений - несоответствие техрегламенту, выразившееся в недостаточном количестве емкостей и кондиционеров.

По признанию Андрея Иванова, "ростовские предприятия-производители оказались не очень готовы, чтобы одномоментно эти требования выполнить. Зачастую речь идет о несоответствии экологическим требованиям, тем документам, которые предоставляются".

Какой выход из этой ситуации? В Росалкогольрегулировании нам сказали, что производители, устранив нарушения, могут подать заявление на получение новой лицензии. Либо обратиться в суд. Действительно, суды, как правило, поддерживают производителей. Однако, по свидетельству юристов, судебная защита в этом случае малоэффективна: арбитражный процесс в совокупности с последующим оформлением лицензии может занять почти год. А убытки, причиненные незаконным отказом в выдаче лицензии, в полном объеме компенсированы не будут. Ведь правовой механизм полного возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями, бездействием и решениями органов государственной власти и их должностных лиц, на практике работает слабо. Получается, что компаниям остается рассчитывать лишь на символическое возмещение вреда в виде расходов на судебную защиту, которое не покрывает реальные издержки, прямые потери от остановки производства и неполученную выгоду.

комментарии

Александр Куликов, пресс-секретарь Росалкогольрегулирования:

- Поправки в закон, касающиеся вопросов лицензирования, были приняты в июле 2011 года. К этому моменту процедура перелицензирования большинством компаний была уже завершена. Напомним, большинство производителей и оптовиков новые лицензии получили в 2006 году, когда были введены новые лицензионные требования. Максимальный срок действия лицензии 5 лет. Поэтому у многих организаций в прошлом году действия лицензии истекали. В целом процедура перелицензирования завершена. Большая часть компаний эту процедуру прошли. Те, кто не смог продлить лицензии, устраняли выявленные нарушения и подавали заявления на новые лицензии.

Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя:

- Все дело в политике государства, которое стремится сократить число операторов на рынке как минимум в два раза. Под операторами подразумеваются производители, дистрибьюторы и импортеры алкогольной продукции. Если в 2010 году водку выпускали примерно 250 заводов, то теперь их в два раза меньше. Розничной торговли пока это не касалось.

Росалкогольрегулирование требовало за лицензию с производителя соблюдать такие жесткие требования, которые предъявляются, например, к хранению продукции. Это очень тонкий момент, так как известно, что на практике очень сложно соблюдать рекомендованный температурный режим. Однако у регулятора были и необоснованные придирки. Сам наблюдал, как ряду компаний по абсурдным причинам было неоднократно отказано в получении лицензии только из-за того, что организация в документах указала не один, а два адреса.

Все эти преобразования проходят под одним лозунгом: борьба с нелегальным рынком алкоголя. Однако нелегального на рынке не становится меньше. Собираемость акцизов тоже, к сожалению, не радует. Так, ставка акцизов с 2007 по 2011 год выросла на 40%, однако по спирту и спиртосодержащим напиткам сборы увеличились лишь на 6-7%. То есть мы недополучили 35% акцизов за счет сокращения легального рынка.

Не получив лицензию, компании, как правило, начинают торговать незаконно. По оценкам экспертов, половина заводов на юге России сейчас работает вне правового поля.