В предыдущем репортаже из Сирии, рассказывая о своей недавней поездке в Хомс, я говорил о том, что во вторник город напоминал арену настоящего сражения.
Не скрою, его масштабы сильно удивили и даже, можно сказать, слегка напугали меня. Если несколько тысяч боевиков (а именно так оценивали вражеский ресурс представители местных сил безопасности) решили начать широкое наступление, то возникал вопрос: выдержит ли эту атаку сирийская армия? Теперь кое-что прояснилось. Оказывается, дело обстояло как раз наоборот: в атаку пошли правительственные войска. Нас занесло в Хомс именно в тот день, когда силовым структурам поступил приказ выбить из города вооруженную оппозицию и примкнувших к ней чужаков. Власть перешла в наступление по всему фронту. Уже в среду появились сообщения, что Хомс более не является оплотом противников режима.
Якобы, их разрозненные отряды пытаются выбраться из города и уходят на запад, к границе с Ливаном. А подразделения вооруженных сил приступили к зачистке подвалов, туннелей и иных мест, превращенных радикалами в укрепрайон.
Как и на всякой другой войне, официальная информация о реальном положении дел - потерях, передвижениях войск, успехах и неудачах - поступает очень скупая. Поэтому невольно приходится пользоваться своими источниками из числа местных жителей. Мои знакомые из того региона, до которых удалось дозвониться, уверяют, что стрельбы стало значительно меньше. Но при этом с тревогой в голосе рассказывают о том, что террористы (они называют их именно так), отступая, проливают реки крови. Их жертвами становятся в основном представители христианских общин и алавиты.
Говорят, что неподалеку от шоссе, ведущего от Хомса к Тартусу, обнаружены около пятидесяти жертв со следами истязаний. А их мучители, якобы, укрылись в знаменитой крепости Крак де Шевалье, которую почитают памятником исторического и культурного наследия мирового значения. Наши соотечественники знают этот величественный замок на высоком холме по сериалу "Баязет", который снимался именно в интерьерах Крак де Шевалье.
Кто бы мог подумать, что крепость, основанная в начале второго тысячелетия крестоносцами, а в наше время ставшая объектом массового паломничества туристов, теперь превратится в прибежище исламских радикалов и бойцов "Аль Каиды". И вот вопрос - как их будут оттуда выкуривать, чтобы не нанести ущерба музейной редкости?
Вообще, в последние дни в здешней атмосфере явно ощущается дуновение перемен. И в буквальном смысле (на страну обрушились штормовые холодные ветры, идет дождь вперемешку со снегом), и в переносном. Даже местные скептики из числа т.н. "патриотической оппозиции", которые еще вчера предрекали режиму скорое падение, теперь избегают таких прогнозов.
Любопытное мнение в этой связи высказал в разговоре со мной египтянин Ашраф Эль Баюми, академик, крупный общественный деятель, которого за независимые суждения уважают во всем регионе Ближнего Востока.
- Я полагаю, что сирийские власти теперь в состоянии справиться с теми серьезными вызовами, которые мы наблюдали в последнее время. Мое мнение основано не на интуиции или эмоциях, а на глубоком системном анализе. И внешняя, и внутренняя оппозиция сейчас расколоты, причем противоречия в их рядах усиливаются. Далее: Россия смешала противникам режима все карты. Причем я имею в виду не только голосование в ООН. Когда Путин возглавит государство, то эта позиция только укрепится. Третье. Всемирный экономический кризис и предстоящие выборы президентов в Штатах и Франции тоже работают на Башара Асада. И наконец, последнее: мы здесь видим, что подавляющая часть населения поддерживает своего лидера. Возможно, не потому, что он им так уж нравится, а потому, что люди боятся хаоса, распада страны. Они помнят о том, что произошло в Ираке и что сейчас происходит в Ливии.