Более суток без сна провели активисты с партбилетами и без, дежурившие на избирательных участках как наблюдатели: многие заступили на выборную вахту еще в ночь с субботы на воскресенье.
Наблюдали за выборами не только представители международных организаций. Особенностью этих выборов было и беспрецедентное количество наблюдателей от партий и общественных организаций. Как сообщили информагентства, международные наблюдатели не зафиксировали серьезных нарушений при голосовании на президентских выборах в РФ, заявил в воскресенье наблюдатель от Польши Матеуш Пискорски. "Обстановка на избирательных участках спокойная, никаких серьезных нарушений пока зафиксировано не было", - сказал Пискорски на пресс-конференции в Международном информационном центре в Москве.
По его словам, в частности, предотвращать нарушения помогает система видеонаблюдения, установленная на участках для голосования. "Мне кажется, что демократические выборные процессы проходят по законодательству России, больших нарушений не было", - поддержала коллегу бывший вице-президент ПАСЕ Анна Чурдова. Наблюдатели также отметили прозрачность избирательных процедур в РФ.
Наблюдатель из Словакии Сергей Хелемендик также положительно оценил опыт РФ по установке на избирательных участках видеокамер. "Видеонаблюдение - это русское ноу-хау выборов, которое, возможно, распространится и дальше", - отметил он. По словам Хелемендика, трансляция выборов в Интернете позволяет в реальном времени не только следить за ходом голосования, но и отмечать возможные нарушения на избирательных участках.
Количество "горячих линий", принимающих звонки от граждан о ходе голосования, к вечеру уже не поддавалось исчислению так же, как и точное число наблюдателей, число штабов наблюдателей и их адреса. Ситуационный центр "За чистые выборы" работал в Московской юридической академии, где около 100 операторов работали в колл-центре посменно, причем первая смена из "Корпуса наблюдателей" (сформирован Ассоциацией юристов России к выборам) села на телефоны около нуля часов по московскому времени в ночь с субботы на воскресенье.
Координатор "Корпуса наблюдателей" Юлия Мордасова уточнила, что в колл-центре принимают звонки около 100 операторов и "ребята работают в несколько смен, чтобы не сильно уставали, потому что впереди бессонная ночь". По ее словам, начиная с 10 утра по московскому времени в столице, начали выезжать мобильные группы: "Были проблемные участки, один из них - в Строгино. Там было сообщение, что готовится "карусель" - вбросы, наша мобильная группа выехала, но, когда прибыли, там по-иному обстояла ситуация".
Адвокат Игорь Трунов, чье движение "Демократическая правовая Россия" в сотрудничестве с Корпусом действовало в 50 регионах, рассказывает, что его коллеги-юристы пришли наблюдать на участки сразу после их открытия: "Мы пришли с утра пораньше на участок, смотрим, дежурит группа из четырех человек, которая говорит: "Мы - дружинники". По закону такого лица на постоянной основе не должно быть на избирательном участке, мы их с нескольких участков выгнали, и у нас не возникло никаких "каруселей". Он считает, что именно присутствие профессиональных юристов снимает многие проблемы, так, сперва ему запретили фотографировать урну с бюллетенями, но Трунов познакомил членов избиркома с постановлением ЦИК и дальше мог снимать ее беспрепятственно. "Задача наблюдения - профилактическая работа, - размышляет Трунов, - и судя по тому, что мне рапортуют из регионов наши коллеги, она удалась, и она исправляет вот те дефекты, потому что система несколько разболталась. Мы сейчас создали дублирующую систему, но долго это продолжаться не может, поэтому перед нами стоит задача повышения правового уровня грамотности членов избиркомов".
"Да, мелких нарушений масса, это связано с неграмотностью участковых комиссий, например, забывают вывесить информацию о кандидатах", - соглашается 23-летний Илья, работающий в штаб-квартире "Яблока" в рамках кампании, организованной "Лигой избирателей". Вместе с 25-летним Костей они сидят за столом координаторов и помогают работать мобильным бригадам на северо-западе Москвы. Раньше пяти утра они не уйдут, для Кости это вторая кампания, а Илья работает добровольцем в "Яблоке" в выборную ночь уже не в первый раз: "Движуха того стоит, делаешь что-то полезное, но при этом как-то весело". Сбоку на столе чайник, чай, кофе и лимон. Время от времение подвозят еду или подъезжают переполненные адреналином люди из мобильных бригад. Рядом с ними в том же зале сидят юристы, которые, по словам члена политкомитета Галины Михалевой, принимают решения о необходимости направить мобильную бригаду по тем или иным ситуациям.
"Здесь как раз и происходит общественный контроль за честными выборами, не связанный с электоральными предпочтениями, - поясняет причины, побудившие его предоставить офисы "Яблока" по всей стране волонтерам-наблюдателям, председатель партии Сергей Митрохин, - и это как раз доказывает, что мы являемся реальным политическим игроком". К вечеру они собирают почти четыре страницы фактов, которые считают нарушениями и готовят письмо председателю Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову. Письмо подписывают Митрохин и представляющий Лигу избирателей Андрей Демин. Демин считает вслух: примерно 329 тыс. наблюдателей - это от Зюганова, Прохорова, Миронова, "Яблока", еще 83 тыс. - "Корпус наблюдателей", 159 тыс. - члены участковых комиссий с правом решающего голоса. Он рассказывает, что хотя "Лига" подписала со всеми, с кем могла, соглашения о создании информационной базы "Сводный протокол", в реальности с ними работают "яблочники", прохоровцы и зюгановцы: "И все равно это - беспрецедентный уровень участия волонтеров!"
"Как правило, большая часть тех заявлений, которые пока к нам поступают, либо являются провокацией, либо все происходит в рамках закона, просто люди очень бдительные и стараются обращать внимание на каждую мелочь: звонят нам, пишут, а при выяснении узнаем, что все в порядке, все законно и это не является нарушением, поэтому данные у нас будут в конце дня", - заметила Юлия Мордасова.
Правда, Илья Пономарев из "Справедливой России" оценивает деятельность общественников ниже, чем активность партийцев: "В целом все нормально, могу сказать, что по Москве примерно три четверти наблюдателей - это от кандидатов в президенты, в том числе от нас, от коммунистов, от Прохорова. Волонтеров достаточно значимое количество, но от кандидатов больше. Кстати, наблюдателей от Корпуса оказывается существенно меньше, чем ожидалось, на большинстве участков я их наблюдателей не видел. Вот я разговаривал с Тиной Канделаки, которая их координирует, так все время выясняется, что кто-то ушел обедать, кто-то гулять".
У коммунистов в штабе открыта "горячая линия" по сбору нарушений, но, благодаря своей разветвленной региональной сети, сейчас основная работа идет в субъектах Федерации. Так, даже секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев, курирующий работу партийных юристов, уехал в свою организацию, в Тверь. "Чисто технологически: у нас работают наблюдатели как члены избирательных комиссий - везде. Плюс созданы оперативные группы с участием наших активистов и депутатов, где с телекамерами, где с видеотелефонами, - объясняет секретарь ЦК КПРФ, - фиксируем все, если есть признаки нарушения законодательства - пишем жалобы здесь, на местах, а также в ЦИК, Генпрокуратуру, МВД и вывешиваем их на сайте".
Из рассказа Соловьева получается, что пока главной особенностью дня голосования становятся загадочные наблюдатели без документов или с фальшивыми документами. Так, он рассказал, что его однопартийцы обнаружили людей с открепительными удостоверениями в Торжке, пытавшихся выдавать себя за наблюдателей без всяких документов, "жалобы мы оформили и отправили". А в Арзамасе появились загадочные наблюдатели, у которых документы были заверены, уточнил Вадим Соловьев, фальшивыми подписями, якобы от коммунистов, и "наших наблюдателей не пускали до 12 часов, пока не разобрались". Такая же ситуация возникла и в Кирове, по данным секретаря ЦК.
Любопытно, что о подобных фактах сообщает и Общественная палата. Информагентства со ссылкой на председателя комиссии ОП по развитию гражданского общества Иосифа Дискина, указывают, что они обнаружили двух "подсадных наблюдателей" на одном из участков Московской области, у которых находятся, предположительно, чужие удостоверения. Палата сообщила об этом в ЦИК.
У Общественной палаты тоже есть свой колл-центр. Всего от региональных ОП в наблюдении участвуют 202 человека.