Эксперты прокомментировали "РГ" причины успеха Владимира Путина на выборах, а также поделились своими соображениями о том, что ему будет необходимо сделать на посту президента в первую очередь.
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
- Конечно, Владимир Путин победил во многом благодаря слабой оппозиции. Исход кампании был, по сути, предрешен еще на этапе, когда проходили учредительные съезды оппозиционных партий. Такие политические силы, как "Справедливая Россия" и КПРФ, успешно выступившие на парламентских выборах и собравшие урожай протестных голосов, отказались выдвигать лидеров, которые имели потенциал роста и могли бы реализовать запрос на обновление политических кадров.
Кампания, которую проводили оппозиционные кандидаты, в целом не позволяла им нанести серьезный агитационный урон фавориту гонки. Сам Путин организовал куда более публичную и политически активную кампанию. Он мобилизовался для того, чтобы обратиться к тем слоям, которые раньше было принято называть "путинским большинством", с месседжами, которые от него долгое время ждали, - необходимость антикоррупционной санации, принятие новых жестких мер по контролю за расходами чиновников, расширение демократической конкуренции и некоторые другие. Таким образом, Путин перехватил у оппозиции их же лозунги (преимущественно левопатриотические).
Но Путину придется считаться с оппозицией, чтобы удержать свою победу. Выходом мог бы стать коалиционный подход к формированию правительства. Партнерами по коалиции могут быть оппозиционные фигуры, олицетворяющие своей деятельностью те посылы, которые Путин направлял своим избирателям. Сменяемые профессиональные фигуры из оппозиционных сред, ассоциируемые с этими посылами, могли бы также взять на себя ответственность за их реализацию или нереализацию.
Но самая важная миссия президентского срока Путина заключается, пожалуй, в расширении каналов демократического участия. Организация легальной сменяемости власти является главной страховкой от революционных шоков и вмешательства извне. Такой системы у нас пока нет, поскольку нет альтернативных правящих команд, которые могли бы сменить нынешнюю правящую команду, не приведя дело к развалу страны. В этой связи Путину важно реализовать реформу по выборам губернаторов, поскольку тогда будут появляться публичные политики с опытом реального управления, которые, в свою очередь, смогут представлять альтернативу нынешней команде. От Путина зависит, чтобы не было закрытия "шлюзов" политического участия или стравливания всех оппозиционных лидеров между собой ради достижения некой стабильности.
Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий:
- Своей кампанией Путин доказал, что сохраняет достаточную силу и популярность. Он удачно разыграл тему стабильности, с которой он тесно ассоциируется у избирателей. С другой стороны, стабильность - это бомба замедленного действия, 12 лет назад она воспринималась как мечта, 8 лет назад - как надежда на развитие, сейчас к ней относятся в лучшем случае как к возможности избежать рисков, в худшем - как к застою. С этим месседжем ему как президенту придется иметь дело, потому что времени на раскачку у Владимира Путина нет. Все обещания придется выполнять в кратчайшие сроки, хотя они довольно объемные. Тут придется учитывать и фактор сопротивления, с которым он, скорее всего, столкнется. Бюрократия, например, скептически относится к заявленным политическим реформам, потому что она привыкла править вертикально. Начинать надо, пожалуй, с коррупции, так как это самая больная тема, и не только для протестующих.
Все обещания за несколько месяцев, конечно, не выполнить, поэтому Путину нужно будет продемонстрировать, что он начал их выполнять и добился определенных успехов. Что касается политических реформ, то у общества не должно возникнуть ощущения, что они были всего лишь предвыборным шагом. Их обязательно нужно довести до конца.
Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:
- Выборы показали, что большинство граждан не видят фигуры лучше Владимира Путина. Очевидна усталость населения от остальных партийных оппонентов победителя гонки, а Прохоров пока малоизвестен как политик и далеко не для всех является приемлемой фигурой. Путин выстраивал кампанию по принципу "Я и все остальные". Его неучастие в дебатах, нежелание встречаться с оппозиционерами даже в качестве премьера исходит прежде всего из ведения стратегии безальтернативности его же собственному лицу.
Заняв пост президента, Путин, конечно, может задавить оппозицию, выстроить всяческие ограничения по свободе слова, отказаться от либеральных новаций, с которыми выступал Дмитрий Медведев. Однако едва ли события начнут развиваться по этому сценарию. Сейчас Путину очень важно продемонстрировать готовность продолжить курс и, таким образом, завершить демократические преобразования, подтвердив свой имидж демократа.
Впрочем, лишь этим дело органичиться не должно. Путин мог бы пойти и дальше - ввести выборы членов Совета Федерации, например. Тогда протестные настроения заметно снизятся, поскольку Путин продемонстрировал бы наличие воли к демократическим преобразованиям.