Как следует из постановления правительства от 22 февраля, в 2012-2014 годах 18 ведущим академическим музыкальным театрам и творческим коллективам будет предоставлена дополнительная государственная поддержка (гранты) на общую сумму 988,2 миллиона рублей в год.
Почти миллиард рублей будет поделен среди оперных театров, хоровых, симфонических и камерных оркестров. Так, например, самую крупную сумму ежегодно получает Новосибирский театр оперы и балета (около 165 миллионов рублей). Екатеринбургский оперный - 141 миллион. Примерно равны (60 миллионов) гранты Московского камерного музыкального театра имени Покровского и Театра балета под руководством Бориса Эйфмана. Субсидиями меньших размеров будут обладать несколько известных российских хоров (Капелла имени Юрлова, Хор имени Свешникова, два хоровых коллектива музыкального телерадиоцентра, Московский камерный хор), а также оркестры и ансамбли: камерные оркестры "Музыка вива", Вивальди-оркестр", "Виртуозы Москвы" и ансамбль "Солисты Москвы", оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема.
В числе новичков-грантополучателей - питерский Михайловский театр (139 млн), Ростовский музыкальный театр (120), Саратовский оперный (около 90), симфонический оркестр кинематографии (38).
Правительственные гранты вручаются с 1 января 2007 года, ранее, в 2002 году появились гранты президентские. Критерием для их выделения в тот период было наличие у коллектива статуса старейшего или заслуженного, первыми грантополучателями стали Большой и Мариинский театры, Московская и Петербургская консерватории, три симфонических оркестра - БСО, ГАСО им. Евгения Светланова и заслуженный коллектив Санкт-Петербургской филармонии. Денежные средства шли на повышение зарплат.
Список грантополучателей с тех пор постоянно растет, и радоваться этому мешает лишь одно обстоятельство: за бортом государственной поддержки по-прежнему остается немало коллективов с высочайшей творческой репутацией. "РГ" уже не раз заводила разговор на эту тему. В российских регионах проблему финансовой помощи театрам и оркестрам переложили на плечи местных властей, где-то с ней справляются блестяще, где-то не хватает внимания к культуре, где-то - возможностей. Система грантов в существующем виде все больше становится странным маркером, яблоком раздора между руководителями коллективов, вызывая особенно много вопросов у рядовых музыкантов, на которые, в сущности, нет ответа. Например, если раньше в число региональных грантополучателей входили только коллективы федерального подчинения, то сегодня этот принцип уже не работает. Тогда законный вопрос - а каков он?
Александр Колотурский, директор Свердловской филармонии, лидер региональных концертных организаций:
- Я надеюсь, что когда-нибудь будет опубликовано положение, регламентирующее распределение этих грантов. Это элементарное повышение зарплат или поощрение творческих достижений? Пока нет ни правил игры, ни прозрачности принятия решений.