Вечером в понедельник разбился двухместный вертолет Ка-52. Один член экипажа (штурман) погиб сразу, другой был госпитализирован в тяжелом состоянии, но от полученных травм скончался.
Военный следственный отдел Следственного комитета РФ по Тверскому гарнизону приступил к доследственной проверке по факту случившегося. Для расследования обстоятельств падения вертолета создана специальная комиссия, - об этом сообщил начальник управления пресс-службы и информации минобороны РФ полковник Игорь Конашенков.
Комиссия и следственные органы, конечно, разберутся в причине крушения одного из лучших в мире боевых вертолетов. Однако уже сейчас можно сказать, что это ЧП - одно из самых позорных в истории ВВС России. Как было официально заявлено, Ка-52 "Аллигатор" совершал плановый учебно-тренировочный полет. В 21:05 радиосвязь с экипажем неожиданно прервалась. И лишь спустя двенадцать часов в 08:45 вторника упавший вертолет был обнаружен в 10 км северо-западнее аэродрома "Торжок" у населенного пункта Большая Киселенка. То есть, раненый пилот, возможно, находившийся без сознания, половину суток лежал на морозе среди обломков своей машины. Более чем вероятно - летчик погиб лишь потому, что ему вовремя не оказали медицинскую помощь.
Крушение вертолета произошло недалеко от аэродрома Центра боевого применения и переучивания летного состава, в котором проходят обкатку все новые вертолеты, поступающие в войска. Искали Ка-52 долгих двенадцать часов, и нашли наземные поисковые группы в двух часах пешего хода от места его последнего взлета.
Почему не было радиолокационного сопровождения машины? Почему не сработали радиомаяки, выдающие в эфир, в случае аналогичных катастроф, постоянный тревожный сигнал? Был ли утвержденный маршрут? Если был, то пролететь по нему и найти машину, с которой прервалась связь, - дело нескольких минут. Или "Аллигатор" уплыл в самоволку, никто о его реальном местонахождении просто не знал? И еще. Как сообщается, сгустившиеся сумерки помешали поискам. А где авиационные приборы ночного видения, которые, о чем неоднократно говорилось устами военных, успешно испытываются в том же Торжке? В Центре боевого применения постоянно находятся несколько Ми-28Н "Ночной охотник". Почему их не подняли в воздух? Самое кошмарное в том, что, судя по фотографии с места катастрофы, обломки Ка-52 лежат на большой поляне, а не среди лесного валежника. И не увидеть с воздуха эту груду черного металла на белом снегу просто невозможно.
На фоне этих вопросов как-то уже и неинтересно ждать вердикта высоких комиссий о причинах падения Ка-52. Если радиолокационного сопровождения полетов новых машин нет в Центре боевого применения, если там же нет нормальной поисково-спасательной службы, то есть ли все это в войсках?
Кстати, уже появилась информация, что на современных боевых вертолетах радиомаяки не ставят по соображениям безопасности. Будто бы их сигнал может навести врагов на место падения машины. Но это ведь в случае войны. А если катастрофа в мирное время? Впрочем, в это верится с трудом. Во всяком случае все боевые вертолеты "Ка", стоящие на вооружении ВМФ, тревожными маяками снабжены.
Справка "РГ"
Ка-52 на сегодняшний день - один из самых грозных боевых ударных всепогодных вертолетов в мире. Это - двухместная и глубоко модернизированная версия Ка-50 "Черная акула". Недавно разработана морская версия "Аллигатора" - Ка-52М. Эта машина будет базироваться на русских "Мистралях", которые сейчас строят во Франции. О технических характеристиках и боевых возможностях Ка-50 и Ка-52 писалось многократно. Можно напомнить: Ка-52 способен нести на четырех узлах подвески 12 сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет "Вихрь", 80 неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, ракеты класса "воздух-воздух". Вертолет оснащен мощной 30-мм пушкой 2А42 с боезапасом в 500 снарядов. И самое главное: Ка-50 и Ка-52 - единственные в мире, которые снабжены катапультными креслами.
В принципе, разбиваться пилоты "Аллигаторов" и "Черных акул" не должны ни при каких обстоятельствах. Катапульты способны спасти их даже в том случае, если вертолет уже втыкается в землю. На истребителях МиГ-29 и Су-27 такое случалось неоднократно. А вот у вертолетчиков, очевидно, срабатывает рефлекс ложного самосохранения: катапультируюсь, и меня лопасти порубят. Хотя лопасти отстреливаются до того, как пилота выбросит из кабины.
Если в истории Ка-52 это первая катастрофа, то Ка-50 унес жизни двух очень опытных летчиков. 3 апреля 1985 года на прототипе "Черной акулы", который назывался В-80, разбился летчик-испытатель Герой Советского Союза Евгений Ларюшин, а 17 июня 1998 года в Торжке на вертолете Ка-50 разбился начальник Центра боевой подготовки армейской авиации Герой России генерал-майор Борис Воробьев. В обоих случаях, как было установлено, летчики могли катапультироваться, но спасительным шансом так и не воспользовались. Возможно, еще на начальных этапах испытательных работ по Ка-50 надо было пожертвовать одной машиной и провести экспериментально-показательное катапультирование в воздухе, чтобы наглядно доказать - это работает и это безопасно.