Главные проблемы для российских потребителей: кредиты, оплата коммуналки и зарубежный туризм
За пять лет количество обращений в Союз потребителей России от обиженных граждан выросло вдвое. За правовой помощью в последнее время обращается более 400 тысяч человек в год. Об этом накануне Международного дня защиты прав потребителя сообщил "Российской газете" сопредседатель СПРФ Петр Шелищ. Растет и количество судебных исков. Только СПРФ помогает подготовиться к судебному разбирательству примерно трем тысячам граждан, столкнувшихся с нарушением прав на потребительском рынке.
Шелищ назвал три главных "болевых точки" российского потребительского рынка. Это, во-первых, ситуация с потребительскими кредитами и взысканием просроченных долгов; во-вторых, оплата и качество жилищно-коммунального обслуживания и, в-третьих, большое количество нарушений в сфере зарубежного туризма.
"Во всех этих направлениях бизнес действует примерно одинаково - обычной практикой стало навязывание потребителям невыгодных им условий договоров, сводящих к минимуму риски предпринимателя, не выполняющего свои обязательства перед клиентом, - поясняет Петр Шелищ. - Это не что иное, как злоупотребление принципом свободы договора. Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Можно. Основную часть нарушений потребительских прав можно было бы предотвратить, если в интересах заведомо более слабой стороны таких отношений - потребителя законодательно прописать существенные условия договоров и утвердить обязательные формы типовых договоров на каждую такую услугу. Тогда все условия индивидуального договора, противоречащие типовому, будут ничтожными, и многостраничные, набранные мелким шрифтом тексты предлагаемых сегодня договоров, в которых потребитель просто не в состоянии выделить несколько действительно важных для него условий, потеряют смысл".
Конечно, признает эксперт, это огромная законотворческая работа, но в результате потребители будут лучше защищены, им станет проще отстаивать свои интересы в суде. Союз потребителей России сформулировал конкретные предложения и по каждому из перечисленных трех наиболее проблематичных направлений.
О микрокредитовании "по-российски", когда небольшие суммы денег выдаются без особых проблем, но под огромные проценты, "Российская газета" писала неоднократно (см., в частности, "Минизайм по максиставке" от 7 февраля 2012 года). В результате в огромные долги влезают самые незащищенные группы - пенсионеры, молодежь, люди, не имеющие стабильной работы. "Мы предлагаем законодательно ограничить плату заемщика за любой потребительский кредит, независимо от того, кто его выдал: банк, микрофинансовая организация или, например, "автоломбард" под притворный договор купли-продажи с отсроченным исполнением, - говорит Петр Шелищ. - А для людей, срочно нуждающихся в ссуде в связи с трудными жизненными обстоятельствами, должны быть созданы региональные государственные учреждения, ссужающие необходимые средства под справедливый процент". Таким образом, считают в Союзе потребителей, можно резко сократить просроченную задолженность.
Чтобы защитить туристов, СПРФ предлагает параллельно со стандартным бумажным ваучером оформлять электронные "путевки", а данные о них передавать в государственную информационную систему. Это повысит ответственность туркомпаний. Кроме того, можно ввести индивидуальное страхование каждого договора на случай его неисполнения.
Наиболее сложная ситуация в сфере жилищных и коммунальных услуг, где частный бизнес нередко тесно связан с местными чиновниками, а потому искать поддержки в муниципалитетах жильцам просто бесполезно. "Мы предлагаем на законодательной основе передать общественным организациям право собирать и анализировать претензии потребителей и представлять их интересы перед управляющими компаниями, поставщиками коммунальных ресурсов и органами власти", - заявил Петр Шелищ.