В этом году Сухопутные войска начнут оснащать броневиками "Рысь" российско-итальянского производства. По словам министра обороны Анатолия Сердюкова, первая серийная партия составит 57 машин. Их поставят в Южный военный округ.
Сердюков специально летал в Воронеж, чтобы посмотреть, как на совместном предприятии "Оборонсервиса" и концерна "Iveco" собирают тактические бронеавтомобили для Российской армии. Заказ на такую технику у Вооруженных сил впечатляющий - около 2 тысяч единиц. Причем военные нуждаются в различных вариантах броневика - начиная с защищенной от пуль и осколков машины для эвакуации раненных с поля боя до средства транспортировки легких беспилотников. Заменяемые модули "Iveco" обеспечивают эту многофункциональность.
Опытная эксплуатация итальянского LMV M65 на наших полигонах, похоже, убедила армейское руководство в готовности бронеавтомобиля к решению многих задач. Тем более, что по некоторым параметрам "иностранец" оказался на голову выше отечественного "Тигра". В разговоре с корреспондентом "РГ" начальник Генштаба Николай Макаров объяснил, почему Минобороны пришлось остановить выбор на импортной технике.
- Наши конструкторы развивали маневренность и огневую мощь машин. Но забыли об их защите. Знаете, почему в "горячих точках" десант предпочитал ездить на броне, а не внутри ее? Так оставалось больше шансов выжить. Бронеавтомобилю нужна защита самого высокого класса. В "Iveco" гарантирована безопасность людей даже при подрыве на противотанковой мине. А у "Тигра" днище плоское, оно плохо защищает от поражения боеприпасами.
По словам Макарова, есть и другие преимущества итальянской разработки. В отличие от нашей машины, в LMV M65 экипаж сидит не в башне, а в бронированной капсуле. Ей не страшен взрыв мощностью до 6,4 килограмма в тротиловом эквиваленте и выстрел калибром до 14,55 миллиметра. К тому же управление огнем идет в автоматическом режиме - бортовой компьютер сам выбирает цели и рассчитывает данные для стрельбы.
Понятно, что защитные и технические преимущества стоят немало. По оценкам специалистов, производить "Тигры" в четыре раза дешевле, чем покупать LMV M65. Поэтому Минобороны добивалось совместного производства броневика в России. Итальянцы, в конце концов, согласились, и в декабре прошлого года контракт был подписан. Сборку броневика, получившего название "Рысь", организовали в Воронеже. Пока локализация при его производстве - 10 к 90. То есть доля российского участия много меньше итальянской. Однако, как надеются наши военные, уже через два года партнерство будет строиться по принципу "фифти фифти" - половина на половину.
Кстати говоря, к этому времени отечественная промышленность планирует представить Минобороны свои варианты новой унифицированной платформы для бронемашин Сухопутных войск. Так что говорить о монополизме "Рыси" на рынке техники для общевойсковых соединений не приходится. Тем более, по некоторым данным, до 2014 года военные продолжат закупать и "Тигры". Заказ вроде бы ограничится полусотней российских броневиков, которые пополнят парк армейских внедорожников.