Эксперты представили доклад по улучшению делового климата в России

Эксперты "Стратегии-2020" представили итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Доклад специалистов, уже несколько лет работавших по теме социально-экономического преобразования России, содержит довольно много интересных идей, связанных с улучшением делового климата.

Целый ряд задумок экспертного сообщества относится к созданию советов различного уровня, которые так или иначе способствовали бы улучшению ситуации с деловой активностью в нашей стране. Нормализация делового климата в России, по мнению экспертов, невозможна без контроля над этим процессом со стороны государства в плотном взаимодействии с экспертным сообществом.

Для этого на ближайшие 5 лет при правительстве предполагается создать Национальный совет по инвестициям. В задачи нового органа планируется включить организацию экспертизы и оценки нормативных актов с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую свободу. Также совет должен заниматься мониторингом законодательства и его правоприменения в отношении инвесторов и разработкой мер по улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов.

А при главном финансовом регуляторе - Центробанке - должен быть создан совет по финансовой стабильности. Разработчики "Стратегии" предполагают, что его функциями будет "мониторинг ситуации на различных финансовых рынках и реализация мер, в том числе временных и мер микропруденциального регулирования, для предотвращения перегрева и пузырей, а также мониторинг за накоплением рисков на балансах всех крупных системообразующих финансовых институтов вне зависимости от рода их деятельности". Эксперты соглашаются с тем, что эти задачи сейчас возложены на департамент финансовой стабильности ЦБ РФ, однако считают, что этот уровень недостаточен для решения целого ряда вопросов. Среди предложений экспертов "Стратегии-2020" много налоговых инициатив. Так, например, эксперты предложили дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении газа и сделать его зависимым от внутренних цен на "голубое топливо" и условий его добычи.

Стоит, считают эксперты, ввести специальную формулу: с ростом внутренней цены на газ будет повышаться налог, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении (в процентах к цене).

Предложение по дифференцированной ставке НДПИ для газа очень своевременное и его стоит реализовать, заявил "РБГ" президент Российского газового союза Дмитрий Чижов. "Подобные инициативы были и раньше, однако между властью и бизнесом отсутствовало полное взаимопонимание. Поэтому, если в данном случае идея будет реализована, для развития газовой отрасли это принесет только позитивные плоды", - предположил он.

Что касается нефтяной отрасли, здесь стоит пересмотреть всю налоговую политику, считает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. "Нам нужны справедливые налоги. Сегодня, например, налоговые изъятия из выручки нефтяных компаний у нас доходят до 65-70%, в то время как на Западе они колеблются от 20 до 32%. Соответственно, можно понимать, сколько денег у бизнеса там остается на развитие", - отметил он.

Кстати, разработчики стратегии не оставили без внимания и налогообложение новых месторождений, для которых они предлагают ввести налог на дополнительный доход. Правда, четких рекомендаций о том, как его вводить и рассчитывать, в итоговом докладе нет. Эксперты оставляют на усмотрение правительства решение о том, будет это налог с прогрессивной ставкой, которая зависит от уровня доходности проекта, или налог на финансовый результат с единой ставкой. Также под вопросом его применение - будет он начисляться ко всем новым месторождениям или только к месторождениям на континентальном шельфе, будут ли установлены различные налоговые режимы для месторождений на суше и шельфе, а также установить сроки введения НДД, говорится в тексте документа "Стратегия-2020".

Надо сказать, что налогообложению сырьевой отрасли эксперты посвятили довольно много тезисов, предполагая, что его нормализация приведет к улучшению делового климата. Причем не только с точки зрения создания преференций бизнесу, но с и позиций его "оцивилизовывания". К такой инициативе можно отнести предложение ввести налог на углерод для предприятий, добывающих и реализующих топливо. Согласно предложениям экспертов данный налог целесообразно начислять на тонну производимого топлива, применяя расчетные коэффициенты выбросов СО2. Эти коэффициенты зависят от типа и класса топлива.

Конечно, признают разработчики "Стратегии", в долгосрочном периоде это может привести к увеличению издержек, но эта инициатива позволит "бороться, во-первых, с парниковым эффектом и, во-вторых, с выбросами вредных веществ, которые коррелируют с выбросами СО2".

комментарий

Александр Осипов, вице-президент "Деловой России":

- Инвестиции в России, особенно прямые, очень нужны. Другое дело, что у нас создано большое количество органов, комиссий, групп, эффективность и результативность которых крайне низкая. Сейчас исполнение самых простых функций вызывает большие сложности. У меня сомнения, что вот так наскоком созданный Национальный совет по инвестициям будет успешен. Потому что мне кажется, что надо иметь инвестиционные приоритеты, хорошие механизмы поддержки привлечения инвестиций, качественные отработанные процедуры, реализующие инвестиционные проекты, когда они возникают в регионах. Что сделает такая обобщающая структура, не очень понятно. Есть сомнения, что она будет результативно работать. Уже нет методик, систем, технологий, которые мы не осветили и не обсудили. А вот с практическими результатами и с простыми вещами сложно. Мне кажется, что такие настройки вряд ли поменяют ситуацию.

Владислав Корочкин, вице-президент ОПОРЫ России:

- Оценка регулирующего воздействия (ОРВ), это достаточно серьезный механизм, в рамках которого можно получить все мнения авторитетных организаций и экспертов. Вопрос, как распоряжаться этими рекомендациями. У меня есть некое сомнение, что рекомендации нового Национального совета по инвестициям будут обязательны для исполнения правительством. Кроме того, у нас сегодня есть совет по ОРВ при минэкономразвития, что будет с ним? Его переведут в статус Национального совета и сделают его не при минэкономразвития, а при правительстве, и таким образом дадут дополнительные полномочия? Я с трудом представляю, как это может быть. Тот путь, по которому мы сейчас идем, расширяя сферу ОРВ, уже апробирован и работает. Конечно, любое создание организации с такими благородными целями очень полезно, но сегодня таких советов стало слишком много. Мне не кажется, что новая структура так уж необходима. Лучше развивать то, что уже есть и работает.