20.03.2012 00:20

"Бомбят" по-прежнему

Закон о такси пока не работает в полную силу

Новый закон о такси вступил в силу, однако юридических ключей к борьбе с нелегальными таксомоторными организациями и "бомбилами" сотрудники ГИБДД не получили до сих пор.

Сейчас, по оценкам межрегионального некоммерческого партнерства "Лига такси", в большинстве субъектов Федерации легально работают не больше 5% игроков рынка коммерческого извоза. В столице в рамках лицензии работают 13,2 тыс. из 40-50 тысяч автомобилей такси, в Северной столице - 4 тыс. из 15 тысяч.

Федеральный закон N 69, призванный урегулировать деятельность легкового такси на территории субъектов РФ, ввел новый порядок лицензирования такси. Физическому лицу, которое не сможет предъявить разрешение на занятие коммерческим извозом, придется заплатить 5 тыс. рублей. Штрафы за нелегальный извоз для ИП достигают 50 тыс., для юрлиц - 200 тыс. рублей.

Однако фактически "бомбилы" и нелегальные таксомоторные организации могут пока "бомбить" спокойно. Изменения в Правила дорожного движения, регламентирующие право сотрудников ГИБДД применять штрафные санкции к нарушителям закона о такси, до сих пор не вступили в силу. Отслеживать и штрафовать нелегальных таксистов могут только представители транспортной полиции, госавтонадзора и региональных транспортных комитетов, однако ресурсы этих ведомств позволяют проводить лишь разовые показательные рейды, неспособные изменить положение дел на теневых таксомоторных рынках.

Неизвестна и судьба поправок в новый закон о такси, которые депутаты внесли в Госдуму под давлением профессионального сообщества через месяц после вступления в силу ФЗ N 69. В частности, законопроект разрешает аренду автотранспортных средств у физических лиц на основании договоров аренды, заключенных в период до 1 мая 2011 года и до окончания срока действия. В изначальном варианте закон о такси гласит, что автомобиль таксоперевозчика должен находиться в собственности или в аренде у компании (ИП). Требование автоматически ставит под угрозу деятельность диспетчерских служб, которые не владеют собственными таксопарками и привлекают к работе водителей с личными автомобилями.

"Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге крупные таксомоторные компании с собственным подвижным составом действительно вытесняют диспетчерские службы, - говорит директор "Лиги такси" Булат Каримов. - Вполне вероятно, что через несколько лет основной костяк столичных таксомоторных рынков будут составлять легальные организации, располагающие парком комфортабельных автомобилей. Инвестициями в таксомоторные компании с собственным подвижным составом впервые за всю историю отечественного такси заинтересовались крупные финансовые организации, и немалую роль в этой позитивной трансформации рынка играет закон о такси".

С другой стороны, не отрицает эксперт, в действующей редакции ФЗ N 69 не учитывает особенности рынков коммерческого извоза небольших региональных центров и муниципальных образований, где диспетчерские службы занимают до 80-100% рынка таксомоторных перевозок. Например, в Череповце с населением в 300 тыс. человек работает больше 20 компаний, которые находят клиентов трем тысячам водителей. При этом в городе зарегистрировано только два официальных таксомоторных перевозчика, имеющих собственный подвижной состав. "Есть опасения, что потребителям в небольших городах придется пользоваться либо услугами "бомбил", либо немногочисленных легальных таксомоторных компаний, которые, осознав свою исключительность и столкнувшись с дополнительными издержками, задерут цены", - подводит итог Булат Каримов.

Многие региональные диспетчеры, по словам директора "Лиги такси", уже приняли решение уйти в тень, часть компаний находится в поиске легальных путей обхода 69-го ФЗ. В частности, ряд диспетчерских служб "мимикрирует" под транспортные службы, осуществляющие подачу авто по предварительному заказу, которые не попадают под действие нового закона о такси.