09.04.2012 23:40
    Поделиться

    Светлана Корабель: Хозяйственное партнерство - удобная форма совместной работы

    С 1 июля 2012 года вступит в силу Федеральный закон N 380-ФЗ от 03.12.2011 г. "О хозяйственных партнерствах". Он был принят в составе пакета документов, которые должны упростить привлечение средств в российскую экономику. Кем может быть востребована новая форма инвестиционной деятельности?

    Хозяйственное партнерство - это некий аналог общества с ограниченной ответственностью, с большей свободой в заключении соглашения об управлении с целью инвестирования. В отличие от еще одной новеллы 2012 года - инвестиционного товарищества - хозяйственное партнерство является самостоятельным юридическим лицом и может привлекать в качестве участников физических лиц. В перспективе оно может быть преобразовано в ОАО или ликвидировано, если исчерпало свой функ ционал. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством не подлежит государственной регистрации, но обязательно удостоверяется нотариусом. И хранится у него.

    Казалось бы, с юридической точки зрения дробление юридических лиц, введение новых организационно-правовых форм бессмысленно, но с точки зрения бизнес-практики такая необходимость есть. К сожалению, сегодня не все нормы закона об ООО можно признать реально работающими. Большинство заключаемых договоров об управлении ООО по сути являются договорами о намерениях. Нередко суды признают условия таких соглашений ничтожными, поскольку они ограничивают права других участников общества или фактически представляют собой отказ от прав. В соглашении же об управлении хозяйственным партнерством стороны могут достаточно свободно распределить между собой права и обязанности, прибыль и расходы, причем как угодно непропорционально. Другими словами, у бизнеса появляется больше свободы в управлении юридическим лицом. Допустим, договорились участники в течение трех лет выбирать директором конкретного человека, а через год один из них вдруг голосует "против". В ООО с таким "отщепенцем" ничего не сделаешь, максимум наложишь штраф по соглашению. А в хозяйственном партнерстве его можно обязать голосовать определенным образом через суд.

    Хотя это не единственная цель нового закона. Хозяйственное партнерство - удобная форма для совместной работы и мотивирования сотрудников, поскольку стороной соглашения может выступать и не участник партнерства. Например, директор, которому при достижении определенных показателей предоставляется доля в партнерстве - некий аналог опциона сотрудникам в акционерном обществе.

    В Европе данная форма ведения бизнеса довольно распространена, ее используют юристы, аудиторы, консультанты, маркетологи. В хозяйственном партнерстве проще мотивировать персонал, распределяя дивиденды не по составу участников, а по тем лицам, кто реально создает интеллектуальный продукт. В случае увольнения они теряют право на долю - это можно прописать в соглашении об управлении так же, как и условия принудительного исключения по суду. Права и обязанности "выбывающего" передаются новому участнику в соответствии со специальным договором, который заключается между приобретателем доли в складочном капитале и другими участниками партнерства.

    В каких еще сферах могут быть востребованы хозяйственные партнерства? Например, в IT-отрасли, для инвестиций в очень популярные сегодня старт апы, когда инвестор хочет не просто вложить деньги в проект, но и сохранить ключевых специалистов, изначально обладающих правами на созданный объект интеллектуальной деятельности и заинтересованных в развитии, совершенствовании продукта, выпуске новых версий.

    Интерес инвестора - в росте капитализации компании для ее перепродажи в перспективе.

    ООО для этих целей не подходит в силу определенных ограничений: преимущественное право у других участников; не ясно, может ли само общество стать участником соглашения об управлении; нет возможности наложить вето на решение важных вопросов; нельзя определить случаи, когда доля участников будет выкупаться за счет средств общества и т.д.

    На данный момент нет уверенности, что российские бизнесмены начнут пачками создавать хозяйственные партнерства. Во-первых, большая свобода соглашений увеличивает вероятность споров между участниками партнерства. Ведь если они изначально что-то не определили, а потом разошлись во мнениях, то нет нормы закона или пункта соглашения, который их примирит. Поэтому ООО пока остается вне конкуренции у большинства предпринимателей в силу понятности, долгой практики применения и отсутствия дополнительных издержек на нотариальное удостоверение соглашения.

    Во-вторых, доступ к соглашению об управлении хозяйственным партнерством третьи лица могут получить с большими ограничениями (условия договора озвучиваются только с согласия единоличного исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке), а содержание устава не позволит им достоверно определить степень устойчивости юрлица, что, в конечном итоге, может отрицательно сказаться на защите интересов кредиторов.

    Наконец, третий момент, не способствующий широкому распространению хозяйственных партнерств, - закон 380-ФЗ содержит запрет на рекламу деятельности таких юрлиц. И, в принципе, понятно, почему: ответственность ограничена не только у самого партнерства, но и у его участников, директора. Между тем партнерству предоставлено право привлекать средства граждан.

    Законодатель ставит антирекламные барьеры, чтобы новые структуры не пришли на смену кредитным потребительским кооперативам, сильно дискредитировавшим себя за последние годы. Привлечь к ответу мошенников очень сложно - только если доказать, что кооператив изначально создавался с умыслом собрать с народа деньги и не вернуть. В гражданско-правовом смысле инвестиционная деятельность вполне законна, ведь люди добровольно вкладывают средства в кооператив. А то, что они не получают их обратно - всего лишь предпринимательские риски и убытки.

    Если хозяйственным партнерствам предоставить возможность активно рекламироваться, то, скорее всего, мы опять услышим: приходите, мы вас научим новому способу инвестирования. Причем нарушение запрета на рекламу не влечет за собой недействительности заключенных договоров. Согласно КоАП РФ, это трактуется либо как введение потребителя в заблуждение, либо как недобросовестная реклама. Наказание - штраф.

    Было бы неплохо также, если бы российские хозяйственные партнерства переняли от западных не только название и свободу договора, но и принцип раздельного налогообложения участников. Пока им не обещают никаких налоговых преференций: стандартный налоговый учет и налоговые ставки юридического лица.

    Поделиться