В воскресенье стартует Пасхальный фестиваль

Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, крупнейший отечественный музыкальный проект, охватывающий города России и ближнего зарубежья, каждый год открывается по месту своего рождения - в Большом зале консерватории. В этом году в праздничной воскресной программе прозвучат произведения Сергея Прокофьева - титульного композитора одиннадцатой Пасхальной афиши. Симфонический оркестр Мариинского театра исполнит Первую и Пятую симфонии, а Даниил Трифонов - Первый концерт для фортепиано с оркестром. За 25 дней фестиваля, завершающегося по традиции 9 мая выступлением Мариинского оркестра на Поклонной горе и вечерней симфонической программой, состоится 150 концертов симфонической, хоровой, камерной и колокольной музыки. Сам маэстро проедет с оркестром на Пасхальном поезде по десяти российским городам. О предстоящем фестивале Валерий Гергиев рассказал читателям "Российской газеты":

Транзит Пасхального

- В этом году концерты Пасхального фестиваля рекомендовано посещать высоким государственным чиновникам. Призыв прозвучал от Владимира Путина. Является ли это новой тенденцией в отношении к академической культуре?

Валерий Гергиев: Скорее, я думаю, это отражает ту реальную ситуацию, которая сформировалась вокруг Пасхального фестиваля за десять лет. Несмотря на свое название "Московский", он давно уже стал общенациональным. За прошедшие годы фестиваль и оркестр Мариинского театра побывали в десятках городов России и ближнего зарубежья: на западе от Москвы - в Смоленске, Минске, Вильнюсе, на юге - в Воронеже, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Кисловодске, Владикавказе, Волгограде, Саратове, Астрахани, в Киеве и Ереване, на востоке - в Казани, Екатеринбурге, Челябинске, Самаре, вплоть до Якутска, Иркутска, Красноярска, на севере - в Мурманске, Петрозаводске, Архангельске и других городах. И все эти поездки для нас - не просто гастроли. Мне не хочется слыть человеком, рассказывающим небылицы, но те, кто бывали с нами на маршрутах Пасхального фестиваля, прекрасно видели, в каких направлениях развивается наша деятельность. Одной из главных ее задач является культурная работа с регионами. Если вспомнить недавние визиты Пасхального фестиваля в Смоленск, то нам удалось повлиять на тяжелую ситуацию, сложившуюся в городе с музыкальным училищем имени Глинки. В Астрахани мы открывали новое здание оперного театра, в Сочи и в других городах обсуждали с руководством регионов самые острые проблемы, связанные с состоянием культуры.

- Для чиновников, особенно региональных, официальная рекомендация слушать пасхальные концерты означает нечто большее, чем просто пойти послушать классическую музыку. Известно, что сегодняшняя культурная стратегия в регионах часто полностью зависит от вкусов руководства. Одни губернаторы любят поп-музыку, другие - футбол, а третьи - строят концертные залы.

Валерий Гергиев: Нельзя не замечать, что в обществе в целом есть интерес к классическим российским культурным ценностям. Он сохранялся даже в тяжелейшие 90-е годы, когда и говорить-то о концертах не имело смысла - пенсионерам пенсии не могли тогда платить. А нам отвечали: не видите - у нас кризис! У нас всегда была изумительная способность найти звонкую формулировку, чтобы ничего не делать, в том числе серьезного, по-настоящему связанного с корнями нашей культуры. Но я скажу, что свою работу в регионах мы планируем в расчете не на губернаторов, а на тысячи людей, россиян - молодых, юных, пожилых. Мы выстраиваем долгосрочные отношения с регионами, возвращаемся, следим за ситуацией. Планируем, например, поехать в следующем году в Смоленск и заодно посмотреть, как там разрешилась проблемная ситуация. В Липецке губернатор обещал построить концертный зал. В Петрозаводске мы заключили большой договор о сотрудничестве и сейчас повезем туда Мариинский балет. В рамках Пасхального мы в третий раз поедем в Киев. Планируем показать на сцене Киевской оперы историческую "Хованщину" Мариинского театра.

Прошлое в будущем

- Почему именно "Хованщину" 1952 года, а не новую продукцию театра?

Валерий Гергиев: Это величайшая опера, и показ классического спектакля Мариинского театра с участием Ольги Бородиной и Владимира Галузина уже есть культурное явление. Сегодня во всем мире одновременно идут два процесса. Один связан с активной новой режиссурой. И здесь Россия уже играет наперегонки с западным режиссерским цехом. На Западе знают Бертмана, Александрова, Чернякова. Они все ставили в Мариинском. А сегодня я привлекаю к постановкам молодого Василия Бархатова, и он серьезно готовится к спектаклям. Мы получили уже несколько его постановок, а Бархатов - бесценный опыт работы с одним из самых сильных коллективов мира. Но могучая "Хованщина" - это то, без чего новая волна не представляет интереса. Не понимая, не умея делать спектакли, которые по глубине, по духу, по вокальной, театральной культуре, по своей музыкантской ауре могут быть достойны полотна Мусоргского, режиссеры новой волны вряд ли добьются настоящего успеха. Но та же "Хованщина" ждет нового прочтения, потому что в ней, с одной стороны, всеобъемлюще услышано прошлое, а с другой - предсказано будущее. Этому произведению сегодня уже 130 лет.

- Как вы видите в итоге баланс между традицией и новой режиссурой?

Валерий Гергиев: Мариинский театр давно определился: у нас много новых постановок, но мы сохраняем и некоторые исторические спектакли, и то лучшее, что было сделано за последние 20 лет: "Огненный ангел", "Игрок", "Войну и мир" и другие. Естественно, что всегда возникают сравнения с какой-нибудь предыдущей знаменитой постановкой. Скажем, была постановка Бориса Покровского "Игрок", которая не идет на сцене уже лет 30. А Покровский и тогдашний Большой театр сделали действительно большое дело: им выпал выигрышный билет создать пять-шесть спектаклей, которые стали вершинными достижениями отечественной оперной сцены. "Игрок", первые "Мертвые души" - это исторические завоевания тогдашней труппы Большого театра и ее руководителя Бориса Покровского. Но и наши более "молодые" "Огненный ангел" и новый "Игрок" с Владимиром Галузиным, идущие сейчас на сцене Мариинского театра, - это спектакли, связанные с ярчайшими творческими индивидуальностями. Мы показали их во всем мире: в Нью-Йорке, в Ла Скала, в Париже. Недавно "Огненный ангел" привозили в Турин. "Война и мир" только что прозвучала в Варшаве, где замечательно дебютировала молодая певица Катя Гончарова.

- "Война и мир" Андрея Кончаловского - такой же презентативный спектакль из русской истории, как и "Хованщина". Но для Варшавы немного рискованный.

Валерий Гергиев: Да, для "Войны и мира" в Варшаве и, скажем, в Нью-Йорке - разные эмоциональные условия. В спектакле Кончаловского тема могущества России, силы российского оружия, силы русского духа, несгибаемости русской армии едва ли не главная. Американцев это не напрягает: они в восторге от того, что на сцене столько людей. А в Польше, в Праге, в Вильнюсе это может восприниматься как напоминание о годах советской тоталитарной мощи. Я как музыкант об этом не думаю вообще, но заметил в откликах нотку тревоги в восприятии этого спектакля, что опять возвращается ощущение, будто русские стремятся доминировать. Однако никому ведь не придет в голову заподозрить Сергея Прокофьева в том, будто он специально был нанят системой, чтобы показать всем, как неповадно идти против Кремля. Но если вы видите и "Огненного ангела", и "Игрока", и "Любовь к трем апельсинам", и "Семена Котко", и "Войну и мир", вы начинаете думать совершенно по-другому. В этом, я считаю, и заключается историческая миссия Мариинского театра, и он ее выполняет.

Мир по Прокофьеву

- Прокофьеву вы посвятили почти всю программу Пасхального фестиваля: будут исполнены все симфонии и фортепианные концерты, балетная, оперная музыка. Аналогичные проекты уже были у вас в Америке, в Лондоне, прокофьевская тема звучала на Пасхальном.

Валерий Гергиев: Прокофьев - один из моих любимых композиторов, равный по масштабам Брамсу, Чайковскому, Шуману. Во всяком случае, для меня естественно произносить его имя в этом ряду. Мы действительно исполняли уже прокофьевский цикл, так же, как и цикл всех симфоний Шостаковича, Малера, сочинений Стравинского. Мы играли циклы в Нью-Йорке, в Париже, в Лондоне, в Вене. Как раз сейчас исполняем симфонии Шостаковича в Мюнхене, и это наиболее сложный и глубокий для нас цикл, потому что немцы в размышлениях о месте Шостаковича в мировой музыкальной истории невольно думают о тяжелых годах Второй мировой войны. И здесь моя роль - дать такое прочтение, чтобы перестали наконец говорить: вот, это - музыка, а это - политика. На Пасхальном, кроме симфоний, у нас прозвучат все фортепианные концерты Прокофьева: Даниил Трифонов исполнит Первый концерт, Александр Торадзе - Второй, Денис Мацуев - Третий, Алексей Володин - Четвертый концерт, Сергей Бабаян - Пятый. Все они пианисты русской школы. Концерты будут транслироваться французским каналом "Арте" и каналом "Культура". Мы планируем также записать и выпустить все симфонии на DVD. Аудитория получится у Пасхального огромная.

- Пасхальный и рассчитан на широкую аудиторию, но на сайтах продажи билетов стоимость их в Большой зал консерватории доходит до 9 и даже 10 с лишним тысяч. Что это за цены?

Валерий Гергиев: Это абсурдные цены, которые, видимо, накручиваются на сайтах. Стоимость билетов на концерты Пасхального фестиваля - от 100 рублей. У нас есть и традиционные благотворительные концерты Мариинского оркестра - один из них проходит в МГУ на Воробьевых горах, другой - 9 мая на Поклонной горе, где собираются сотни тысяч людей. Есть бесплатные концерты для малоимущих людей, огромная хоровая, камерная, звонильная программы. Для Пасхального фестиваля важны все слушатели: все поколения, все слои общества. Мы делаем его для российской публики, особенно для тех, кто живет в регионах. Для нас также важно, чтобы на Пасхальном звучали не только популярные симфонии Чайковского, "Картинки с выставки" Мусоргского или сочинения Моцарта и Бетховена, но и менее известная музыка наших великих композиторов.

- Одну из прокофьевских партитур вы сами исполните на фестивале впервые - это музыка к спектаклю Александра Таирова "Египетские ночи" в Камерном театре, написанная в 1934 году. Она только что прозвучала в Москве на фестивале Мстислава Ростроповича в исполнении Владимира Юровского и Лондонского филармонического оркестра. Был восстановлен весь литературный текст и почти все музыкальные номера, написанные к спектаклю Прокофьевым. В каком варианте вы готовите свой проект?

Валерий Гергиев: Мы будем исполнять эту музыку и со словом, и без слова. В Ярославле прозвучит только музыкальная часть, а в Москве к Мариинскому оркестру присоединятся Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Когда я планировал "Египетские ночи", я не мог знать о том, что Юровский делает что-то подобное. Но это замечательно, когда два, три, пять дирижеров одновременно исполняют музыку Прокофьева! Лет десять назад, когда я объявлял все симфонии Прокофьева в Лондоне, это было редкостью. Так же, как и огромный цикл из 14 программ "Русский Стравинский", который в Эвери Фишер Холл я исполнял с оркестром Нью-Йоркской филармонии, хором и солистами Мариинского театра. Мы показали там такие редкие партитуры, как кантата "Звездоликий", балеты "Агон" и "Орфей", оперу "Царь Эдип" с Джереми Айронсом в роли Рассказчика и "Историю солдата" с чтецом Алеком Болдуином. Недавно две программы музыки Стравинского мы исполнили в Париже, в том числе "Царь Эдип" с участием Жерара Депардье.

Лейбл культуры

- В программе Пасхального заявлен "Дон Кихот" Массне с участием Феруччо Фурланетто. Этот проект планировался в Москве еще два года назад, но тогда Фурланетто не смог петь. На этот раз на сцене будет состав, запись которого на лейбле "Мариинский" получила высокую оценку у западных критиков. У вас нет планов представить на Пасхальном продукцию своего лейбла? Ведь в России диски "Мариинского" почти никто не слышит.

Валерий Гергиев: Я думаю об этом, но этим должны заниматься профессионалы. Мы только что записали "Валькирию" с Рене Папе и Ниной Штемме и исполним III акт оперы на фестивале в Москве - с участием Штемме. Записи лейбла - важная часть работы для нас. Когда-то, лет тридцать назад, у Евгения Федоровича Светланова была мысль записать всю антологию русской музыки, и он многое успел сделать. Сегодня коллектив Мариинского театра имеет больше возможностей, чем некогда фирма "Мелодия" и Госоркестр: у нас есть не только оркестр, но и собственный хор, замечательные солисты. Мы записываем произведения русской музыки и те произведения, которые как-то связаны с Россией - это и Дон Кихот, которого пел Федор Шаляпин, и музыка Верди, Вагнера, Берлиоза, которые бывали в Петербурге. Это мои представления о том, как развивалась история Мариинского театра и как наш театр виден в ракурсе русской и мировой музыкальной истории. То, что сейчас на Пасхальном будет звучать Прокофьев, - продолжение этой темы. Приглашаю всех на наши концерты.

Справка РГ

Первый Московский Пасхальный фестиваль состоялся в 2002 году в Москве и включал в себя 20 концертов. В афише XI Пасхального фестиваля - 30 концертов Симфонического оркестра Мариинского театра, выступления хоровых коллективов из России, Германии, Латвии, Белоруссии, Армении, Украины, Болгарии, Венгрии, Греции, Израиля. 54 концерта Хоровой программы - благотворительные. Звонильная программа фестиваля охватывает 33 храма Москвы и Подмосковья, Петропавловский собор в Петербурге и соберет 40 звонарей из России, Украины, Латвии, Белоруссии, Германии. Камерная программа с участием молодых певцов Академии Мариинского театра состоится в 8 городах России. Пасхальный поезд пройдет по 10 российским городам: Петербург, Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Ярославль, Воронеж, Краснодар, Кисловодск, Ростов-на-Дону, Волгоград. Оперная труппа Мариинского театра выступит в Киеве.

Программа XI Московского Пасхального фестиваля