Новости

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. N 118/917-6 г. Москва "О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу: "Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с Протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?", предлагаемому для вынесения на референдум Российской Федерации"

Опубликован 17 апреля 2012 г.

Рассмотрев уведомление Московской городской избирательной комиссии о вопросе, указанном в ходатайстве о регистрации региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, и руководствуясь частями 13 и 16 статьи 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить заключение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу: "Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с Протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?", предлагаемому для вынесения на референдум Российской Федерации (прилагается).

2. Направить настоящее постановление в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

3. Опубликовать настоящее постановление в "Российской газете", "Парламентской газете" и в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В. Чуров

Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н. Конкин

Заключение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу: "Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с Протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?", предлагаемому для вынесения на референдум Российской Федерации

На референдум Российской Федерации предлагается вынести вопрос: "Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с Протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?".

В соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон) на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Присоединение Российской Федерации ко Всемирной торговой организации осуществляется путем подписания Протокола о присоединении Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" данный документ подлежит ратификации.

Согласно статье 14 вышеназванного Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона. Часть 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации определяет, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, вопрос присоединения Российской Федерации ко Всемирной торговой организации путем ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации отнесен Конституцией Российской Федерации к компетенции федеральных органов государственной власти и, следовательно, не может выноситься на референдум Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального конституционного закона вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме Российской Федерации решения. Вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум Российской Федерации, указанным требованиям не отвечает.

Как было отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа", названная выше норма имеет целью гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации с точки зрения содержания, формы и правовых последствий этих решений. Отсюда следует, что формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна позволять воспринять его как единое целое, не должно иметь место сочетание составленного в общих выражениях предложения и вопроса принципиального характера. В противном случае ставится под сомнение адекватность волеизъявления граждан Российской Федерации, участвующих в референдуме, а реализация федеральными органами государственной власти выраженной на референдуме воли народа становится проблематичной.
Между тем предлагаемый для вынесения на референдум Российской Федерации вопрос является сложносоставным. Каждая из его частей может восприниматься участниками референдума различно. Возможность дать на него однозначный ответ затруднена также в связи с комплексным и масштабным характером Протокола о присоединении Российской Федерации.

Формулировка вопроса предполагает предварительное ознакомление участников референдума с Протоколом о присоединении Российской Федерации. Протокол включает ссылку на номера параграфов Доклада Рабочей группы о присоединении России ко Всемирной торговой организации, которые в случае присоединения становятся международными обязательствами Российской Федерации (160 обязательств). К Протоколу прикладывается Перечень обязательств Российской Федерации по тарифам, который в свою очередь включает Часть 1 с перечислением 11 256 кодов товарной номенклатуры, описанием товарных позиций по каждому коду, ставкой связывания по каждой позиции на дату присоединения, ставкой связывания на дату истечения переходного периода, датой истечения переходного периода, перечнем членов Всемирной торговой организации, которым предоставлены первоначальные переговорные права, ставками связывания прочих налогов и сборов; Часть 2, касающуюся преференциальных тарифов; Часть 3, касающуюся нетарифных уступок; Часть 4, касающуюся обязательств по поддержке сельского хозяйства и экспортных субсидий; Часть 5 с обязательствами по экспортным пошлинам с перечислением 466 кодов товарной номенклатуры, описанием товарных позиций по каждому коду, ставкой связывания по каждой позиции на дату присоединения, ставкой связывания на дату истечения переходного периода;
Приложение 1 к Части 1, касающееся матрицы применения обязательств по тарифам, включая код товарной номенклатуры, и параметры снижения ставок пошлин по годам. по примерно 7000 тарифных линий, Перечень обязательств по доступу на рынок услуг в 116 секторах (по классификации Всемирной торговой организации), каждое из которых состоит из трех или в некоторых случаях четырех обязательств в зависимости от способа поставки услуги на российский рынок.

Таким образом, минимальное число обязательств, которые перечислены в Протоколе о присоединении и приложениях к нему, превышает 23 150.

В данном контексте восприятие предлагаемого для вынесения на референдум вопроса как единого целого исключается, поскольку содержащиеся в Протоколе условия и обязательства различны по существу, что в свою очередь предполагает невозможность адекватного волеизъявления граждан в отношении содержания документа в целом, тогда как требуемый однозначный ответ на предлагаемый вопрос референдума предполагает однозначную поддержку или отказ в поддержке всех условий и обязательств, включенных в данный Протокол.

При этом Протокол о присоединении Российской Федерации подписан на официальных языках Всемирной торговой организации (английском, французском и испанском), а Приложения к Протоколу составлены на английском языке. На русском языке - государственном языке Российской Федерации - Протокол не подписывался, поскольку русский язык не является официальным языком Всемирной торговой организации. В связи с изложенным в настоящее время гражданин Российской Федерации не имеет возможности ознакомиться с положениями указанных условий и обязательств в целях совершения осознанного выбора. Таким образом, действительная воля народа Российской Федерации в ходе референдума может быть искажена.

Следует также отметить, что статья 3 Федерального закона от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" устанавливает, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию при подготовке и проведении выборов и референдума.

Таким образом, вопрос "Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с Протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?" не соответствует требованиям частей 5 и 7 статьи 6 Федерального конституционного закона.

Последние новости