Новости

Губернаторы, которые получали свои руководящие полномочия по представлению президента, поддержанному голосованием в региональном парламенте, смогут начать свой новый, но уже выборный срок с чистого листа. И работать два срока подряд. Годы, проведенные на губернаторском посту до вступления в действие закона о прямых выборах главы региона, в зачет не пойдут.

Комитет по конституционному законодательству и госстроительству, который готовит президентский законопроект с изменениями в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" ко второму чтению, отклонил вчера предложение оппозиционных депутатов, выступающих против того, чтобы "обнулить" исходную позицию. Не стал комитет лишать губернатора права пойти и на третий, и на четвертый срок после небольшой передышки в руководстве регионом. Попытка оппозиции ограничить пребывание главы субъекта РФ на своем посту вообще двумя сроками, а не только двумя сроками подряд, не удалась. "Единоросс" Владимир Поневежский предположил, что, возможно, население региона, помучившись со своим новым губернатором, захочет исправить ошибку и вернуть прежнего главу, успешно работавшего два срока подряд, избрав его на третий срок. И этой воле народа нельзя препятствовать. "Если человек может, пусть работает", - поддержали неограниченную по сути возможность возвращения главы региона на пост думские старожилы Геннадий Кулик и Рамазан Абдулатипов.

Но всякий поход во власть потребует от претендента преодолеть теперь уже не один, а два "фильтра". Профильный комитет решил поддержать идею парламентариев из Ульяновской области, согласно которой и кандидат от партии, и самовыдвиженец, претендующий на губернаторское кресло, должен заручиться поддержкой от пяти до десяти процентов депутатов муниципальных собраний. Причем местные депутаты имеют право голосовать только за одного кандидата. Председателю профильного комитета Владимиру Плигину эта инициатива представляется крайне важной и интересной, "с точки зрения усиления роли депутатов муниципальных образований". "Лицо, которое претендует на должность руководителя субъекта РФ, обязано будет более предметно работать с муниципальными образованиями, учитывать их интересы", - полагает глава комитета.

Но у членов комитета возникли большие сомнения по поводу технологии прохождения муниципального "фильтра". Либерал-демократ Сергей Иванов не понимал, как собрать необходимое для поддержки кандидата в губернаторы количество депутатских подписей, как их заверить нотариально, если нотариусов в некоторых отдаленных районах днем с огнем не сыщешь, и сколько на это времени уйдет. "Справоросса" Дмитрия Гудкова пугала не столько технология, сколько опасность включения на полную катушку административного ресурса. Как считает Гудков, многие муниципальные депутаты зависят от исполнительной власти, а поэтому "им будут выкручивать руки", и "фильтр будет использован для того, чтобы снять с выборов реальных оппонентов власти". Поэтому "справоросс" предложил страховочный вариант - разрешить кандидату в губернаторы собирать подписи избирателей в свою поддержку, если местные депутаты в ней откажут. Но комитет это предложение не рассматривал. Геннадий Кулик посчитал необходимым все-таки уточнить процедуру, заметив, что не надо кандидатам в губернаторы объезжать каждое муниципальное образование. А напротив, собрать депутатов где-то в центре муниципального района или зоны, составленной из нескольких муниципалитетов. Пусть туда все съедутся, послушают, что им обещают претенденты и проголосуют.

Владимир Плигин согласился, что предложение ульяновцев о муниципальном фильтре можно редактировать. Но сама идея, по его мнению, "хороша".

Комитет уточнил вчера и положение о президентском "фильтре". Предложенная комитетом редакция предполагает, что "президент по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность главного должностного лица субъекта Федерации, а также кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения". Порядок таких консультаций определяется самим президентом. Но "никаких последствий в виде запрещения кому-либо избираться в губернаторы после консультаций президента независимо от их исхода", по словам Плигина, не предусматривается.

"Этот закон - полная профанация. Выборов вообще не будет, фактически будет переназначение представителей "Единой России" под видом проведения выборов", - заявил после заседания комитета депутат фракции КПРФ Вадим Соловьев. В КПРФ полагают, что, если передать на усмотрение регионов возможность самовыдвижения кандидатов на выборах губернатора, это приведет к тому, что в значительной части российских регионов, в том числе в национальных республиках, возможность самовыдвижения не будет предусмотрена. Соловьев назвал "полным беспределом с юридической точки зрения" поправку, согласно которой президент сам будет определять необходимость и возможность консультаций, как и форму реагирования по итогам консультаций с партиями и самовыдвиженцами по кандидатурам. "Представьте себе: побеседовали с кандидатом, и станет понятно, что президент его не поддерживает, - заметил Соловьев. - И человек приезжает с этим клеймом на выборы в регион". Не поддерживают коммунисты и муниципальный "фильтр, поскольку в настоящее время 95 процентов депутатов муниципальных собраний представляют "Единую Россию", и кандидатам от оппозиции поддержки от них не дождаться.

Законопроект предполагается рассмотреть во втором чтении 24 апреля.

Власть Работа власти Регионы Законодательная власть Госдума Выборы губернаторов