Большинство из нас привыкли к тому, что сайты, на которые мы заходим, находятся в доменах .ru, реже - .com, .net, .org и так далее.
Отечественный домен .ru уже имеет 18-летнюю историю, и в нем зарегистрировано 3,5 млн имен. Еще недавно было сложно представить, что адрес сайта можно будет ввести в строку браузера не латинскими буквами, а кириллицей - с запуском кириллической доменной зоны .рф стало возможно и это. Например, официальный сайт президента России теперь открывается по адресу президент.рф. Всего на сегодня в российском Интернете насчитывается почти 1 млн кириллических адресов, а во всей Сети зарегистрировано более 200 млн доменных имен.
Свой домен есть практически у каждой страны. А у некоторых даже по два. Россия имеет домены .ru и .рф, Украина - .ua, Белоруссия - .by, Казахстан - .kz и .каз. Кстати, именно Россия стала первой, получившей кириллический домен, следом за ней последовали Казахстан и Сербия. Последняя обзавелась доменом .срб, где тоже есть множество сайтов, в адресах которых используются символы национального алфавита, а не латиница, как это было принято раньше.
В течение последних полутора лет Интернет сотрясают перемены. На первый взгляд, ничего не меняется - "Одноклассники" по-прежнему находятся по адресу odnoklassniki.ru, Mail.ru и "Яндекс" тоже не поменяли свои адреса. Разве что социальная сеть "ВКонтакте" переехала на домен vk.com - у компании большие планы по завоеванию сердец пользователей из других стран, которым сокращенный вариант ближе и понятнее. Тем не менее перемены есть - взять тот же домен .рф, который используется все активнее.
Что такое домен верхнего уровня? Это большая область, где может "поселиться" адрес для нового сайта. Домен .com используется коммерческими структурами и самыми разнообразными компаниями, .net и .org предназначены для сайтов всех направлений, окончание .ru в адресе говорит о том, что ресурс ориентирован на российскую аудиторию и так далее. Если адрес заканчивается на .info - это значит, что под ним скрывается некий информационный ресурс, домен .aero используют аэропорты и авиакомпании (сайт аэропорта Шереметьево находится по адресу www.svo.aero), множество ресурсов, принадлежащих музеям, имеют окончание .museum, а сайты, связанные с туризмом и путешествиями, все чаще мигрируют в доменную зону .travel (например, www.ozon.travel).
Но уже в этом году виртуальное пространство получит новые домены верхнего уровня, причем общее их количество может вырасти в несколько раз.
Дело в том, что желающих зарегистрировать свой домен все больше, а доменов, увы, на всех не хватает. За два десятка лет "красивые" имена расхватали, поэтому компаниям и простым пользователям приходится туговато: придумаешь красивый адрес для нового сайта, а он уже занят. Придумаешь другой - та же ситуация. Кроме того, в Интернет выходит все больше детей, и пока что не придумано по-настоящему действенного способа оградить их от сайтов с вирусами, "картинками для взрослых" и других материалов, которые подрастающему поколению видеть, прямо скажем, необязательно.
Поэтому американская компания ICANN, которая управляет всеми адресами Сети, пошла на решительный шаг, попросив всех желающих предложить, какие еще домены верхнего уровня могут появиться в виртуальном пространстве. Разумеется, "всем желающим" - это слишком громко сказано. Предложить собственный домен могут различные компании и организации, у которых найдутся деньги на вступительный взнос, который составляет 185 тысяч долларов США.
По состоянию на начало апреля заявки на создание новых доменов верхнего уровня подали свыше 800 компаний и организаций. Разумеется, далеко не все они "пройдут в финал", однако очевидно, что по результатам рассмотрения всех заявок к нескольким сотням существующих сегодня доменов добавится еще примерно столько же. Чем же удивит нас Интернет в ближайшем будущем?
Для начала стоит упомянуть о двух инициативах российских компаний, одобренных "на самом верху". Две отечественные организации подали заявки на домены верхнего уровня .дети, а также .москва и .moscow. "Детский" домен будет предназначен для самых юных пользователей Сети - в нем будут располагаться сайты, содержимое которых гарантированно не нанесет ребенку моральную травму и с которых не будут проникать на компьютер вредоносные программы. Об этом заявил директор российского доменного Координационного центра Андрей Колесников. По его словам, проект по организации безопасного виртуального пространства в домене .дети стартует через год. При этом инициатива по появлению в России специального домена для детей была одобрена на высшем уровне - в октябре 2011 года ее поддержал премьер Путин.
Домены .москва и .moscow будут, как можно догадаться, содержать сайты, так или иначе связанные с российской столицей. Их создание было поддержано московским правительством, которое рассматривает новые домены верхнего уровня как "инструмент для повышения узнаваемости города в Интернете". Можно предположить, что сайты, которые расположатся в домене .москва, расскажут о городских достопримечательностях, помогут найти музей или кафе, записаться на экскурсию, снять жилье или номер в гостинице и так далее. Записанный латиницей домен .moscow, очевидно, рассчитан на туристов из-за рубежа.
Замечу, что Москва - не единственная мировая столица, которая пожелала иметь персональную доменную зону. Например, для сайтов, связанных с Нью-Йорком, может появиться домен .nyc (от сокращения New York City), а интернет-ресурсы, посвященные столице Германии, смогут обосноваться в домене верхнего уровня .berlin. Доменные зоны .london и .paris захотели иметь Лондон и Париж соответственно.
Обзавестись персональными доменами верхнего уровня (их также называют "доменными зонами") решила и всемирно известная компания Google. Ее сфера интересов достаточно широка - это могут быть домены .google, .youtube, .gmail и так далее. Помимо адресов, связанных с названиями сервисов, корпорация может получить доменные зоны, отражающие ее интересы в Сети, - например .blog (для размещения интернет-дневников), .search (для поисковых сайтов) и так далее.
Впрочем, Google не одинока в своем стремлении - многие крупные компании, узнав о новой возможности, захотели получить собственные домены верхнего уровня. Например, производитель электроники Canon желает получить домен .canon для собственных нужд. В то же время многие заявили, что не планируют "переезжать" в отдельную доменную зону - так, социальная сеть Facebook отказалась от идеи получения собственного домена.
Помимо известных компаний заполучить новые "верхние" домены для размещения самых разнообразных сайтов стремятся самые разнообразные организации и объединения. Например, окончание .eco будут иметь сайты, посвященные экологии и борьбе с загрязнениями, в доменной зоне .med разместятся ресурсы, связанные с медициной, в доменной зоне .mail будут "жить" сервисы электронной почты. Наконец, собственный домен верхнего уровня .shop могут получить интернет-магазины, а почтовые организации утверждают, что нуждаются в домене .post. Порой доходит до легкого абсурда - например, в рамках инициативы была подана заявка на доменную зону .wine, где обоснуются сайты, посвященные вину.
Считается, что такая система адресов поможет пользователям ориентироваться в виртуальном пространстве и по одному только адресу ссылки распознавать тематику сайта. Конечно, практическая реализация, как это часто случается, может оказаться неидеальной, однако необходимость в подобном шаге назревала давно.
- Слышал, что если платить банковской карточкой на интернет-сайтах, информация о ней может попасть в руки мошенников. Что делать, чтобы этого не произошло?
- Самый простой способ - воспользоваться так называемой виртуальной картой для интернет-платежей. Этой карты не существует физически - вы получаете только набор цифр и букв, которые вводите во время оплаты. Если возникает подозрение, что данные о карте украли воришки, такую карту можно оперативно закрыть и тут же создать новую.
Такие карты предлагают многие российские банки, а также онлайновые платежные системы: "Яндекс.Деньги", QIWI.
Домен верхнего уровня, доменная зона - означает принадлежность сайта к той или иной области. Например, сайты с окончанием .ru ориентированы на жителей России, .ua - на украинцев, .museum посвящены музеям, и т.д. Всего в Интернете несколько сотен доменных зон, большинство из которых имеют территориальную принадлежность, связаны с теми или иными странами.