Андрей Грибенников, начальник Управления охраны и защиты лесов Федерального агентства лесного хозяйства
В этом году пожароопасный сезон начался в Сибири и на Дальнем Востоке на 2-3 недели раньше обычного. Дело в том, что в ряде южных районов Сибири снежный покров был очень небольшой, и теперь установилась сухая погода с сильными ветрами. Огонь от сельхозпалов или от незатушенного костра быстро распространяется в лесу.
Но все проблемы не только из-за погоды. Полномочия по профилактике и тушению лесных пожаров вот уже 5 лет как переданы субъектам РФ, и они несут всю ответственность за лесопожарную обстановку. При необходимости и при осложнении ситуации есть федеральный резерв, отработаны схемы взаимодействия с МЧС России. Сейчас наиболее сложная ситуация сложилась в Республике Бурятия и в Забайкальском крае. В Забайкалье с конца марта действует режим ЧС, в нескольких районах Бурятии введен особый противопожарный режим и ограничения на посещение и въезд транспорта в лес. В Федеральном агентстве лесного хозяйства постоянно работает оперативный штаб по тушению лесных пожаров, проведены селекторные совещания с регионами и встречи на уровне руководства агентства и регионов.
Тревожит и тот факт, что ежедневно отмечается большое количество новых термоточек и новых очагов пожаров. Это означает, что, несмотря на все запреты и стремительное развитие сложной пожароопасной ситуации, региональные власти, муниципалитеты и органы местного самоуправления недостаточно внимания уделяют профилактической работе с населением.
За формальными фразами о причинах лесного пожара "неосторожное обращение с огнем или сельхозпал" стоят вполне конкретные сельхозорганизации или арендаторы, чьи земли примыкают к лесному фонду, и они должны позаботиться о том, чтобы огонь не перешел в лес. Виновные должны нести всю ответственность за ущерб, который нанесен лесу по их вине, в результате их действий или бездействия. Тут местные власти должны потребовать выполнения правил пожарной безопасности, условий договоров аренды и более активно работать с МВД, прокуратурой, следственными органами по соблюдению законодательства.
- Кто может тушить лесные пожары?
С начала 2012 года началось лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. Лицензию может получить любая организация, индивидуальный предприниматель, отвечающие установленным законодательством требованиям. К тому же лицензии должны получать специализированные организации по тушению пожаров. По состоянию на 10 апреля в окружные департаменты лесного хозяйства поступило 415 заявлений на получение лицензий.
Большая часть заявок рассмотрена и удовлетворена, и в первую очередь получили лицензии специализированные учреждения.
Выдача лицензии осуществляется на основании документарных и выездных проверок, оценок фактического наличия имеющихся технических средств пожаротушения, а также подготовленных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическим опытом в тушении лесных пожаров. Заявка с пакетом документов рассматривается в течение 3 дней, а вся процедура занимает не более 45 дней.
- Насколько в этом году готовы регионы к сезону пожаров?
- Недавно мы обсуждали вопросы лицензирования в Центральном федеральном округе, где на сегодня выдано уже 50 лицензий. Здесь находятся 18 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), от 10 заявки поступили и рассматриваются. В ближайшее время специалисты сделают оценку противопожарных организаций заповедников на месте. А вот остальные ООПТ округа пока не спешат получать лицензии. В свою очередь мы торопим заповедники, национальные парки и другие организации системы ООПТ как можно скорее решить вопросы технического оснащения своих противопожарных служб, укомплектовать их грамотным персоналом и сделать все необходимое для получения лицензий.
Что касается всей страны, то сейчас практически все регионы имеют лицензированные специализированные организации. Всего выдано 337 лицензий. Это значит, что в каждом регионе есть организация, которая способна профессионально и эффективно бороться с огнем. Сколько нужно лицензированных организаций для каждого региона, власти определяют самостоятельно. Везде по-разному. В одном регионе создано 10 спецорганизаций по тушению пожаров, в других достаточно одной специализированной организации. Это зависит от природных особенностей и той системы охраны лесов от пожаров, которая сформировалась в субъекте.
Охрана лесов от пожаров - это не только лицензирование, когда много техники и большое количество лесников. Охрана лесов от пожаров - это целый комплекс организационных и технических мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров. Если проваливается работа хоть на одном из этих этапов, то не работает вся система. Тогда и лицензирование не поможет. Кроме того, должны быть задействованы региональные власти и муниципалитеты, арендаторы и население. Не стоит забывать и о расследовании причин лесных пожаров, и о привлечении к ответственности виновных.
- Что происходит, если с первого раза лицензия не выдана?
- Все недостатки фиксируются экспертами, затем комиссия указывает соискателю на их устранение. Если в течение 30 дней они устраняются, то принимается решение о рассмотрении заявления и в дальнейшем выдача лицензии. Сейчас уже есть некий опыт лицензирования и можно говорить о типичных ошибках, например, предоставление неполного пакета документов.
Спецтехника и ее техническое состояние не являются большой проблемой, она, как правило, в регионах есть. Однако вопросам подготовки специалистов, лесных пожарных не всегда уделяется должное внимание. Кроме подготовки специалистов большое значение имеют вопросы социальной защиты лесных пожарных. Работа пожарного опасная, и мы считаем, что все лесные пожарные в регионах должны иметь страховку.
Что касается техники, то не везде оформлен техосмотр и решены вопросы ее автострахования. Лицензирование не должно стать кампанией по раздаче бумажек. Мы хотим построить серьезную систему специализированных организаций, хорошо оснащенных и готовых к борьбе с огнем в лесу.