Гид-парк: "Культура" покажет фильм о музыканте Рудольфе Баршае

Фильм Олега Дормана "Нота" о знаменитом альтисте и дирижере Рудольфе Баршае 27 апреля в 22.10 на телеканале "Россия - Культура".

Программа "Главная роль" с участием вдовы музыканта - в 21.55.

Режиссер Олег Дорман известен российскому телезрителю по документальному фильму "Подстрочник" о жизни и судьбе Лилианы Лунгиной. Свой новый документальный фильм, посвященный знаменитому музыканту Рудольфу Баршаю, Олег Дорман назвал "Нота". Но на канале "Культура" картина пойдет под названием "Рудольф Баршай. Нота". Перед началом фильма - программа "Главная роль" с участием вдовы музыканта - Елены Баршай. Олег Дорман, работая над "Нотой", торопился - ведь фильм был снят за два месяца до смерти музыканта. Однако на качестве картины это не сказалось. По содержанию фильм - исповедь легендарного дирижера. Он говорит о детстве и родителях, сыновьях и внуках, об учителях и великих современниках - Давиде Ойстрахе, Святославе Рихтере, Александре Локшине, Дмитрии Шостаковиче. Но прежде всего о музыке, которую он называл движением души: "Это душа выражает таким способом свое движение. Я чувствую себя счастливым лишь в тот момент, когда мне удается напасть на этот след и развить его дальше". Искренность и неторопливость монолога; удивительная музыка Баха, Бетховена, Малера; красивые швейцарские пейзажи - все это создает образ человека нежной и трепетной души, уже стоящего на краю жизни и оглядывающегося на прошлое, но абсолютно спокойного и счастливого.

Игре на скрипке и альте Баршай научился в музыкальной школе при Ленинградской консерватории, а совершенствовал свое мастерство - в Московской консерватории по классу альта. А уже в 1955 году музыкант создал Московский камерный оркестр, ставший гордостью Советского Союза. В середине 70-х годов Рудольф Баршай эмигрировал в Израиль, где возглавил Израильский камерный оркестр. Работал в Лондоне, Мюнхене, был главным дирижером Борнмутского симфонического оркестра, возглавлял Канадский симфонический оркестр. В 80-е обосновался в Швейцарии, где в его доме и снят фильм.

Делом всей жизни музыкант считал завершение своей версии неоконченной Десятой симфонии Густава Малера и переложение для оркестра "Искусства фуги" Иоганна Себастьяна Баха, на которые ушло полвека: "Если я сделал что-либо ценное, существенное, важное, в чем я смогу перед Богом ответить, то это два эти сочинения. Во время работы над ними я ими жил, они стали смыслом моей жизни, все остальное было прикладное". Баршай рассказывает, почему он взялся именно за эти два произведения: "Это было в 50-е годы. Однажды я с группой моих приятелей стоял во дворе Московской консерватории, около памятника Чайковскому. Дверь открылась, вышла легендарная русская пианистка Мария Юдина, оглядела всех внимательно и быстро направилась к нам. Подошла ко мне и говорит: "Рудик! Вы знаете, что вы должны сделать? Это ваша обязанность, ваш долг, ваша миссия - инструментовать "Искусство фуги"! Повернулась и ушла. На меня это очень подействовало, потому что она была как пророк, что-то в ней было сверхъестественное... А мысль сделать собственную версию окончания малеровского шедевра подал мне Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Когда я принес ему завершение последней фуги из "Искусства фуги", он мне сказал: "Есть еще одно сочинение, которое ждет, чтобы его завершили. Десятая Малера"...