Традиционная региональная программа Пасхального фестиваля с участием Валерия Гергиева и оркестра Мариинки завершилась на юге России. Пасхальное турне охватило Воронеж, Краснодар, Кисловодск, Ростове-на-Дону и Волгоград, завершившись в день рождения Валерия Гергиева. Поздравления маэстро принимал уже в Москве в Большом зале консерватории.
Оркестр Мариинского театра вновь совершил путешествие по России на специальном Пасхальном поезде: ночь и половина следующего дня в дороге, затем репетиция и концерт, и вновь - поезд. "Вот так и живем на колесах", - философски заметил на одной из пресс-конференций Валерий Гергиев.
В каждом из городов Пасхального тура артисты Мариинки уже выступала раньше. Это не изменило отношение публики к концертам Мариинского оркестра, как всегда собиравшего полные залы и выступавшего с огромным успехом, но дало несколько иное осознание Валерием Гергиевым предназначения региональной программы. Не знакомство и не завоевание новых горизонтов, а миссионерское подвижничество, предполагающее длительную и постоянную работу, вышли на первый план. Этой задачи дирижер никогда и не скрывал: его приезд должен способствовать строительству новых залов, театров, приобретению хороших инструментов для местных оркестров, возрождению и развитию музыкального образования. И уже можно сказать, что усилия маэстро дают результаты. В Краснодаре принято решение о строительстве нового современного оперного театра (подразумевается, что Валерий Гергиев станет его патроном), об именном фестивале Гергиева говорили в Кисловодске, мысль о сотрудничестве и обменных гастролях Мариинки с Воронежским и Ростовским музыкальными театрами озвучил сам дирижер.
Выбор исполнявшихся во время Пасхального тура сочинений еще раз показал, что Валерий Гергиев не делит публику на столичную и провинциальную. И своей традиции на протяжении гастролей играть разные программы, каждая из которых поражает масштабностью и сложностью, худрук Мариинки не изменил и на этот раз. Центральными композиторскими фигурами стали на этот раз Рихард Штраус и Дмитрий Шостакович, сочинения которых выстроились в мини-циклы. Монументальные Седьмая (в Воронеже) и Десятая (в Волгограде) симфонии Шостаковича отсылали к военной тематике, столь уместной в преддверии празднования Великой Победы именно в этих городах. Роль смыслового центра программ отводилась симфонической поэме Штрауса "Жизнь героя" (ее сыграли в Кисловодске и Ростове-на-Дону). Исполнив в Кисловодске Седьмую симфонию Прокофьева, дирижер напомнил о главной тематике московских концертов, в рамках которых прозвучал полный цикл прокофьевских симфоний и концертов. Параллельно основному симфоническому концепту концертно-виртуозной пласт создавали солисты - пианист Денис Мацуев и виолончелист Иван Каризна, с которыми Мариинский оркестр исполнил новые для себя произведения - Бурлеску для фортепиано с оркестром Штрауса (Ростов-на-Дону) и виолончельный концерт Онеггера (Кисловодск и Волгоград). Популярный романтический репертуар был представлен "Пляской смерти" Листа и увертюрой к опере "Сила судьбы" Верди, а в заключительном концерте тура в Волгограде единственный раз за всю поездку прозвучала музыка Чайковского. Знаменитое "Adagio" из балета "Щелкунчик" и стало той эмоциональной точкой, в которой скрестились все сюжеты музыкальной драматургии этого концертного турне.