09.05.2012 23:45
Поделиться

ГД рассмотрела закон о нормах ответственности интернет-провайдеров

Госдума приняла в первом чтении поправки в Гражданский кодекс (ГК РФ), внесенные еще Дмитрием Медведевым. Они готовились в течение нескольких лет и вызваны тем, что с момента принятия первой части ГК РФ прошло полтора десятилетия, и за эти годы реалии экономической жизни значительно изменились.

Поправки предусмотрены в законопроекте "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Изменения, вносимые в часть четвертую ГК РФ затрагивают практически все главы, начиная от общих положений и заканчивая главой о единых технологиях, которая утратит силу после принятия законопроекта в силу неэффективности и фактического неприменения.

Основной блок поправок в часть четвертую ГК РФ направлен на регулирование использования результатов интеллектуальной деятельности в интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях. Это вызвано прежде всего массовыми нарушениями в киберпространстве интеллектуальных прав. Главное нововведение - это нормы, определяющие ответственность информационных посредников (интернет-провайдеров). Провайдеры, осуществляющие передачу материалов в Интернете или предоставляющие третьим лицам возможность размещения материалов в Сети, несут ответственность за нарушение интеллектуальных прав на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ, при наличии вины. Однако они могут быть освобождены от ответственности при соблюдении определенных условий. Например, если провайдер, осуществляющий передачу материала в Интернете, не изменял его после получения, а также в том случае, если он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации является неправомерным.

Законопроект предусматривает возможность правообладателя сделать заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности на определенных им условиях и в течение указанного им срока в определенных пределах. Это позволяет избежать необходимости во всех таких случаях заключать лицензионные договоры между правообладателем и пользователями. Такое заявление должно быть сделано путем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В законопроекте уточняется перечень случаев свободного использования произведений. Так, с момента вступления изменений в силу свободное использование произведения допускается при публичном исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, учреждениях соцобслуживания и уголовно-исполнительной системы силами сотрудников и лиц, обслуживаемых данными организациями и учреждениями.

Существенные изменения затрагивают сферу патентных прав, а также прав на товарные знаки и другие средства индивидуализации. Наиболее важные изменения касаются порядка регистрации договоров об отчуждении исключительного права на объекты, подлежащие государственной регистрации. В их основе лежит замена проверочного порядка регистрации договоров на уведомительный, не требующий обязательного предъявления самих договоров. Государственная регистрация таких договоров осуществляется только по заявлению сторон договора. Введение уведомительного порядка регистрации позволит упростить процедуру вступления договора в силу и сократить сроки рассмотрения соответствующих заявлений регистрирующими органами.

В отношении полезных моделей предусмотрен отказ от упрощенной процедуры предоставления им правовой охраны. Отсутствие обязательной процедуры проверки патентоспособности полезной модели в настоящее время влечет рост числа нарушений интересов добросовестных производителей изделий, в которых использованы известные (не новые) разработки, действиями недобросовестных лиц, получающих патенты на полезные модели в отношении таких разработок. Важной гарантией является введение компенсации за нарушение исключительного права на изобретения и другие объекты патентного права.

Применительно к товарным знакам уточнены требования, предъявляемые к регистрируемому товарному знаку в части так называемых оснований для отказа регистрации, прежде всего направленные на предотвращение введения в заблуждение потребителей. Предусмотрено также законодательное закрепление практики публикации Роспатентом сведений о заявках на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Принятие предложенных поправок позволит не только усилить защиту интеллектуальной собственности, но и упростит доступ граждан к результатам интеллектуальной деятельности. Ожидается, что документ вступит в силу 1 сентября, причем, скорее всего, он не претерпит существенных изменений в процессе парламентских обсуждений прежде всего потому, что ключевые разногласия по ряду спорных норм удалось разрешить еще в процессе разработки. Вторая причина возможности быстрого прохождения поправок через Госдуму в том, что большинство из них призваны лишь объединить в Гражданском кодексе множество норм, разбросанных по разным законам.