Выживших при крушении лайнера Superjet-100 нет

Худшие опасения по поводу пропавшего 9 мая в Индонезии лайнера Superjet-100 подтвердились. Сегодня обломки самолета нашли на крутом горном склоне - он не дотянул до аэродрома Джакарты 60 километров.

На борту лайнера было 45 человек, сообщил вчера журналистам президент компании "Гражданские самолеты Сухого" Владимир Присяжнюк на брифинге в Москве. Среди них восемь россиян - пилоты, инженеры и менеджеры по продажам. На борту был один американец, француз, два гражданина Италии и остальные - индонезийцы.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования президенту Индонезии Сусило Бамбангу Юдойоно в связи с катастрофой самолета и поручил представителям России принять самое активное участие в расследовании катастрофы, сообщила пресс-служба Кремля. Премьер-министр Дмитрий Медведев создал комиссию по расследованию происшествия.

Тем временем в кризисном штабе, который организован в Индонезии, объявили: при крушении лайнера никто не выжил. "Пока у нас не будет полной картины, мы не сможем подтвердить информацию о судьбе экипажа и пассажиров", - заявил "РГ" пресс-атташе посольства России в Индонезии Дмитрий Солодов. Позже Объединенная авиастроительная корпорация опубликовала список борта 97004. И сообщила, что по мере продвижения поисковой операции компания "Гражданские самолеты Сухого" организует отправку в Индонезию родственников.

Самолет, напомним, совершал вчера второй демонстрационный полет в рамках roadshow "Приветствуем Азию" в Джакарте, все шло штатно. Первый полет прошел нормально и самолет был исправен, утверждают российские производители. Но через 20 минут после второго взлета исчез с экранов радаров, при этом за несколько минут до исчезновения экипаж летчиков-испытателей запросил разрешение на снижение, чтобы совершить один из демонстрационных маневров. Вертолеты индонезийских ВВС обнаружили место падения только на следующее утро. Самолет врезался в гору Салак (это западная часть индонезийского острова Ява) на высоте около 1800 метров. Местное телевидение показало первые фотоснимки, сделанные поисковиками с воздуха. На них видно, что самолет прорубил крыльями широкую просеку в деревьях. Часть обломков разметало по отвесному склону, некоторые фрагменты упали вниз. "Издалека кажется, что самолет целый, почти не получил повреждений, хотя на самом деле он разбился", - сообщили очевидцы.

"Я дал команду провести тщательное расследование трагедии. Не могу сказать ничего о причинах произошедшего. Этим прошу заняться совместно российских и индонезийских авиаспециалистов", - заявил президент Индонезии, выступая по местному телевидению. Вчера спасатели весь день пытались подобраться к месту трагедии. Эта задача оказалась крайне трудной даже для военных. Когда в Москве был полдень, Присяжнюк сообщил, что только шести индонезийским десантникам удалось высадиться на крутой склон. Российский блогер Сергей Доля сообщил в Twitter, что первая попытка десанта провалилась. На место крушения также выдвинулась пешая группа спасателей, которые брали с боем каждый метр.

"Снизу движутся 350 человек. Уклон 80 градусов. Карабкаются. Сегодня уже не дойдут. Пытаются строить лестницы. Спать будут прямо на вертикальной стене", - сообщил блогер.

Вчера было намечено заседание индонезийско-российского штаба. Представители России, в их числе производители самолета, сотрудники минпромторга, вылетели в Джакарту. Им вместе с экспертами предстоит выяснить причины крушения. После первого заседания, скорее всего, прояснится, будут ли участвовать в операции наши спасатели. Остается открытым и вопрос, где решат расшифровывать "черные ящики", как пройдет процедура опознания погибших.

Местные эксперты уже строят свои версии. Газета "Джакарта пост" сообщила, что это не первый случай крушения в районе горы Салак. Совсем недавно три человека погибли при крушении тренировочного самолета у окрестной деревни, в 2008 году там разбились 18 офицеров ВВС Индонезии. ИТАР-ТАСС приводит мнение индонезийского эксперта в области авиации, картографа Джерри Соеджатмана, который сам не раз облетал вулкан Салак. "Иностранные пилоты, не знакомые с гористой местностью Явы, должны очень осторожно выбирать маршруты. Для увеселительных полетов этот район не приспособлен", - считает он. Эксперт уверен: российские пилоты должны были лететь на высоте не менее 3 300 метров, чтобы сохранять безопасное расстояние от склонов. Но экипаж запросил снижение до высоты 1800 метров. "Они вылетели по этому маршруту уже второй раз. Возможно, пилоты не думали, что погода может быть предметом опасений. По утрам небо ясное, но туманно. Ближе к полудню все еще ясно, но уже формируются облака. Если ситуация такова, как я ее себе представляю, самолет не упал, а именно врезался в гору", - уточнил Соеджатман.

Российский новый лайнер, подчеркнул на брифинге в Москве президент компании "Гражданские самолеты Сухого" Владимир Присяжнюк, был оснащен самым современным оборудованием. Но на вопросы журналистов, сработала ли система, он отвечать не стал. Эксперты же не исключают, что при сближении с горой система предупреждения все-таки сработала, но предполагают, что времени на уход от столкновения у российского самолета уже не было.

Более точно сказать, что произошло, смогут эксперты, расшифровав данные с бортовых самописцев, которыми был оборудован самолет. Только после официальных выводов о причинах катастрофы встанет вопрос о дальнейшей судьбе этого типа самолета. До этого вряд ли авиакомпании-заказчики, согласно международной практике, пойдут на пересмотр контрактов с российскими производителями, предполагает глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Но уже сейчас репутационный ущерб негативен, подчеркивает он. Вместе с этим коммерческие риски незначительны, в программу создания самолета "Суперджет" вложено много ресурсов, и нельзя допустить ее остановку, констатировал эксперт. В истории самого продаваемого на данный момент лайнера А-320 тоже были трагические обстоятельства, но он все равно стал самолетом-бестселлером, напомнил Пантелеев.

Тем временем, по факту крушения российского самолета в Индонезии возбуждено уголовное дело, сообщил вчера на своем сайте Следственный комитет РФ. Предстоит проверить процедуру подготовки экипажа к полету, а также техническое состояние самого воздушного судна перед отправкой из России. Будет допрошен технический персонал, готовивший его к полету, и представители компании "Гражданские самолеты Сухого", имевшие отношение к созданию самолета и подготовке его к эксплуатации, говорится в сообщении Следственного комитета.

Список пассажиров борта 97004

Тем временем

Вечером  в антикризисном штабе Джакарты состоялось первое заседание совместной рабочей группы, в котором приняли участие российские специалисты. Был определен распорядок работ на завтрашний день.  По словам  главы российской группы , заместителя Министра промышленности и торговли РФ Юрия Слюсаря , на рассвете они планируют  прибыть на место крушения. В это же время служба спасения планирует начать эвакуацию тел погибших и обломков лайнера . Все силы будут направлены на поиски бортовых самописцев. В Москве также проводятся дополнительные работы по выяснению и изучению обстоятельств трагедии.  "Необходимости в приостановке эксплуатации SSJ 100 нет. Мы рассчитываем, что наши заказчики, как потенциальные, так и действующие, по результатам расследования причин катастрофы не изменят свое решение в отношении к нашим самолетам",  - подчеркнул Слюсарь.