Кира Камнева
Значение Закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", который вступит в силу с 1 июля этого года, трудно переоценить. Однако для того чтобы "выплатной закон" заработал в полную силу, необходимо принять более 40 нормативно-правовых актов. Причем большинство из них должны составить приказы минздравсоцразвития, заявила начальник отдела регулирования деятельности по инвестированию средств накопительных систем институтов развития Минфина России Елена Артемова на IV ежегодной конференции "Будущее пенсионного рынка России".
Эксперты опасаются срыва срока выплат пенсий. Однако, по словам Артемовой, график реализации закона не нарушается: все нормативно-правовые акты, которые должны были быть внесены в апреле, внесены. "Что касается запуска системы, она практически готова. Поэтому я бы хотела успокоить профессиональное сообщество - никто не позволит нарушать график по реализации этого закона. Конечно, при подготовке нормативных актов возникают определенные сложности, так как мы формируем нормативно-правовое поле совершенно новой стадии, это выплата накопительной части трудовой пенсии, срочные выплаты. Ранее мы с этим никогда не сталкивались", - сказала чиновница.
Пока же негосударственные пенсионные фонды готовятся к напряженному графику работы. Как отметил вице-президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Юрий Кривошеев, право на выплаты сегодня имеют около 4,5 млн человек, из них около 10%, как ожидается, обратятся за реализацией своих прав после вступления закона в силу. Эксперт подчеркнул, что важно подготовиться к этому с технологической точки зрения. "Мы уже сегодня пытаемся свои системы как-то прогнозируемо настраивать с теми пробелами, которые в соответствии с графиком должны быть заполнены - формы заявлений, порядки обращения, получение информации о размере страховой части. Но я не вижу большой катастрофы с точки зрения выплат собственно накопительной части трудовой пенсии. Потому что первые обращающие застрахованные лица - это те, кто, наверное, будет претендовать на единовременную выплату. Для нас первоочередным будет механизм взаимодействия с ПФР в рамках получения информации о размере страховой части", - заявил Кривошеев.
Принятие недостающих нормативных актов должно завершить построение стройной, понятной всем, единой системы. По словам исполнительного директора НПФ "Благосостояние" Юрия Новожилова, важно взаимодействие регуляторов и НПФ в технологической реализации закона, чтобы не получилось так, что требования невозможно выполнить с технической точки зрения. Новожилов подчеркнул, что та часть работы, которую будут делать фонды на своей стороне, и проблемы, с которыми придется столкнуться, не должны волновать людей, получающих пенсии. "Это наши проблемы, нам придется заниматься взаимной перепиской с регуляторами, выяснять их позицию. Я думаю, позиция всех фондов в этом едина. Мы просто хотим, чтобы все было прозрачно, понятно и по правилам. Никто из пенсионеров в любом случае не пострадает", - заверил эксперт.
Система регулирования - одна из ключевых проблем пенсионного рынка сегодня. Функции регулирования рынка распределены между четырьмя ведомствами - лицензирование и оперативный контроль осуществляет ФСФР, решение стратегических вопросов возложено на минэкономразвития, вопросы инвестирования пенсионных накоплений регулирует минфин, а за пенсионное обеспечение отвечает минздравсоцразвития. Из-за сложностей согласования процесс принятия "выплатного закона" был существенно затянут, теперь же несовершенство регулирования тормозит доработку нормативных актов.
- Для ускорения доработки всего пенсионного законодательства и более эффективного контроля пенсионному рынку необходим единый регулятор. Им может стать как новое ведомство, так и какое-либо из действующих, в руки которого будут переданы функции по надзору, решению стратегических и оперативных задач отрасли, - считает руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов "Эксперт РА" Павел Митрофанов. Согласно опросу агентства 68% участников рынка хотели бы видеть профильным регулятором ФСФР или отдельную структуру при ней.
Кстати
По данным "Эксперт РА", в 2011 году продолжилась стагнация сегмента негосударственного пенсионного обеспечения, главным драйвером роста остается обязательное пенсионное страхование (ОПС). Как отмечают аналитики агентства, высокие темпы роста характерны и для объема ОПС в денежном выражении, и для клиентской базы в этом сегменте. По итогам 2011 года рынок ОПС увеличился на 157%, достигнув 400 млрд руб. Совокупный размер клиентской базы составил 12,5 млн человек. При этом в системе ОПС растет значимость негосударственных пенсионных фондов. Так, если в 2005 году на НПФ приходился лишь 1% пенсионных накоплений, то к концу 2011 года их доля выросла до 23%. Растет и средний счет клиентов ОПС - с 2008 года он увеличился более чем в три раза и составил 32 тыс. руб.