Программой развития метрополитена, недавно утвержденной правительством Москвы, намечено построить к 2020 году 145 км новых линий, расположить на них 67 станций, 7 электродепо и еще 8 - реконструировать.
"Такой масштабной задачи столица еще не решала", - заявил вчера на пресс-конференции руководитель департамента строительства Андрей Бочкарев. И пояснил: за все 77 лет существования подземки было построено 300 км, а тут всего за 10 лет предстоит возвести половину этого количества. Поэтому Москва вынуждена будет уже к концу этого года призвать на эту грандиозную стройку так называемые строительные компании "второго эшелона" - численностью от 150 до 1000 рабочих, ибо 6 "крупняков", которые строят метро сейчас, с возросшим объемом работ явно не справятся.
Напомню: первые 75 км столичные власти еще раньше наметили построить к 2015 году. В последующий период самым важным элементом является сооружение Третьего пересадочного контура длиной 42 км с 18 станциями. Это по сути третье кольцо подземки соединит радиальные линии на отдаленных подступах к центру и обеспечит надежное сообщение между периферийными районами. В то же время - разгрузит метро в центре города. Работы по освобождению площадок для первых станций контура уже ведутся. Ввод их в строй начнется в 2015 году. Подхватит Третий пересадочный контур и пассажиров с нового радиуса, который свяжет станцию "Некрасовку" с "Авиамоторной", а затем и линии на южном направлении, которые будут строиться по мере освоения присоединенных территорий.
Существенно улучшит транспортную ситуацию в городе, надеются власти, интеграция существующей кольцевой линии, Третьего пересадочного контура с Малым кольцом железной дороги, которое переоборудуется из грузового в пассажирское. На более чем 50 км железнодорожных путей разместится 12 станций, соединенных с метрокольцами крупными транспортно-пересадочными узлами.
Продолжит подземка и движение в Подмосковье. Первые станции, которые появятся там, - "Котельники" и "Челобитьево". До "Котельников", по словам Бочкарева, строители могут дойти уже в 2013 году. Но возникла проблема освобождения площадок: слишком плотно застроены все земли торговыми комплексами и выкуп их требует очень больших средств. Зато начиная с 2013 года новые станции будут оборудоваться туалетами для пассажиров. Расположены они будут в вестибюлях этих станций.
Правительство Москвы запланировало на реализацию программы до 2020 года 1 трлн рублей из горбюджета. Но власти надеются, что и федеральный центр примет участие в развитии подземки, выделив, начиная с 2013-2014 годов, до 20% ее стоимости.