В среду вечером при большом стечении мировых знаменитостей на Лазурном Берегу Франции открылся 65-й Каннский международный кинофестиваль. Церемонию вела звезда фильма "Артист" французская актриса Беренис Бежо.
На эти 12 дней население средиземноморского курорта утроилось: битком набитые отели, вздув до небес цены, принимают более двухсот тысяч гостей. Все крупнейшие издания и телекомпании мира считают необходимым отправить сюда своих корреспондентов - в пресс-центре фестиваля аккредитовано более 4 600 журналистов. К концу праздника, как здесь пишут, все эти люди оставят после себя более 2 500 тонн мусора - вдвое больше, чем этот симпатичный и с виду чистенький город вырабатывает в будни.
Каждый раз к фестивалю художники создают его новое "лицо", которое будет преследовать вас с постеров, обложек фестивальных каталогов и рекламных буклетов, а главное - оно нависнет над фронтоном фестивального Дворца, доминируя над окружающим пейзажем. "Лицо" Канна-2012 весьма привлекательно: это Мэрилин Монро - со дня ее смерти минуло полвека. Актриса, которая была секс-бомбой, а стала легендой и символом кинематографа наравне с такими его титанами, как Чарли Чаплин и Сергей Эйзенштейн. Суперзвезда смотрит с плакатов, собрав губы в бантик, - она пытается задуть свечу на юбилейном торте и одновременно послать нам, пока живущим, воздушный поцелуй. Мрачный, конечно, это юбилей - пятьдесят лет самоубийству века. Но не забудем: ведь перед нами мир кино, где даже смерть - один из любимых аттракционов.
Взвихренная прическа а la Мэрилин - один из модных трендов фестиваля, предложенный парижской фирмой "Дессанж". Его блестяще продемонстрировала хозяйка торжественной церемонии открытия Беренис Бежо. Ключевое слово тренда выдержано в ретро-стиле: рок-н-ролл.
Гламур довлел над Канном не всегда. Фестиваль был задуман в 1939 году как демократическая альтернатива муссолиниевской "киновыставке" в Венеции. Начавшись как политический ответ фашизму, фестиваль не остался в стороне от политики и в 1968 году, когда жюри под водительством Луи Малля решило прервать просмотры в знак солидарности с бушующими в стране рабочими и студенческими стачками. С тех пор никакие общественные движения во Франции не оставляют фестиваль своим вниманием. Два года назад, например, многие кинозалы крутили фильмы на энергии резервных генераторов, а ваш корреспондент провел томительные полчаса в абсолютной мгле одного из фестивальных кинотеатров - электрики воспользовались счастливым случаем, чтобы заявить о своих правах, и сеанс был прерван на полуслове.
Постичь все программы Каннского фестиваля нормальному человеку невозможно: здесь несколько сотен фильмов, не всегда выдающихся, но всегда примечательных. Журналисты сосредоточены вокруг главного конкурса и, частично, "Особого взгляда" - в этих двух программах их чаще всего поджидают если не сенсационные открытия, то скандалы. Скандалы вообще - дежурное блюдо Канна. Многие годы их исправно поставлял датский кудесник Ларс фон Триер - то, получая за фильм "Европа" всего лишь Приз жюри, в ярости обзовет пигмеем председателя жюри Романа Поланского, то издаст манифест, где объявит своим личным открытием давно освоенные кинематографом приемы, то сотворит фильм, которому Экуменическое жюри впервые в истории присудит антиприз позора, то так удачно пошутит на пресс-конференции, что администрация фестиваля будет вынуждена объявить его персона нон грата. За пост главного скандалиста борется и Квентин Тарантино, явившийся на смокинговую церемонию в мятой тишотке, а через несколько лет, уже в качестве председателя жюри, присудивший Золото за лучший художественный фильм документальной агитке "Фаренгейт 9/11".
В главном конкурсе и "Особом взгляде" сконцентрированы почти все фестивальные селебрити: в этом году здесь фильмы Алена Рене и Дэвида Кроненберга, Михаэля Ханеке и Эндрю Доминика, Лео Каракса и Маттео Гарроне, Уолтера Сэллеса и Жака Одияра, Кена Лоуча и Аббаса Киаростами, Карлоса Рейгадаса и Кристиана Мунджу, Томаса Витенберга и Бенисио дель Торо. Количество звезд, снимавшихся в фестивальных фильмах и готовых продефилировать по красной дорожке Дворца, не поддается точному учету. По традиции в программе есть и "темные лошадки", от которых всегда можно ждать главных сюрпризов.
Так что вполне естественно, хотя и крайне жалко, что подчас приходится пропускать события, на которые в другое время рванул бы любой синеман: например, показ оцифрованных фильмов Альфреда Хичкока (картина немого периода "Кольцо"), Романа Поланского ("Тесс"), Стивена Спилберга ("Челюсти"), Аньес Варда ("Клео от 5 до 7"), Серджио Леоне, чей четырехчасовой вестерн "Однажды в Америке" будет впервые показан в полной авторской версии... Современная реставрация дает старым фильмам не просто новую жизнь, но фактически открывает их нам впервые - вспомним ошеломляющее впечатление от показанных несколько лет назад фильмов Чаплина и Китона: стало видимым то, что прежде было надежно укрыто за царапинами и зерном полуистлевшей пленки. В числе многих знаменитых авторов для участия в программе "Каннская классика" на новую премьеру своего фильма "Поезд-беглец" прилетит Андрей Кончаловский.
Но одно событие никак не затеряется в ряду сотен других. В воскресенье 20 мая фестиваль отметит свой юбилей показом специального документального фильма о своем закулисье, торжественным гала-ужином для семисот VIP-персон и праздничным фейерверком над каннской бухтой.
На открытии фестиваля состоялась премьера фильма Уэса Андерсона "Королевство полной луны" - драмы о двух влюбленных подростках, которые таинственно исчезают из маленького британского городка, повергнув все население в панику.