Новости

17.05.2012 00:28
Рубрика: Digital

С гаджетом по рельсам

Бесплатный Интернет в общественном транспорте -пока не столько востребованная услуга, сколько имиджевый проект

К новости о том, что в Екатеринбурге пустили трамвай с бесплатным доступом в Интернет, пользователи Сети отнеслись с иронией и без должного пиетета. "Бабульки с рассадой ликуют", "От карманников - низкий поклон", "Арендую вагоны трамвайные под офис, наличие Wi-Fi обязательно", - ехидно комментируют они.

Интернет-аудитория четко уловила несоответствие замысла запросам потенциальных потребителей услуги. Тот, кто хоть изредка имеет счастье ездить в час пик по Екатеринбургу в трамваях, знает, что забиты вагоны до отказа, и для того чтобы пользоваться планшетником или смартфоном, нужно обладать уникальными физическими данными. Особенно в зимнее время, когда в трамвае зуб на зуб не попадает, пассажирам явно не до просмотра новостей и электронной почты.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот фактор, что устройства с возможностью подключения к беспроводному Интернету пусть и становятся год от года доступнее, но дешевыми их пока не назовешь. Их обладатели в большинстве своем предпочитают перемещаться на автомобилях, следовательно, не формируют целевую аудиторию проекта.

Инициаторы - один из федеральных сотовых операторов, администрация Екатеринбурга и муниципальное трамвайно-троллейбусное управление - уверены в большом будущем "продвинутого трамвая".

- Мы запустили уникальный для города проект с бесплатным Wi-Fi в общественном транспорте, - отметил глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб. - На мой взгляд, это современная, популярная и эффективная услуга, особенно актуальная в контексте предстоящих чемпионата мира по футболу-2018 и ЭКСПО-2020. В планах - оснастить беспроводным доступом в Сеть троллейбусы, метро, автобусы. А в перспективе - покрыть зоной бесплатного Wi-Fi всю центральную часть Екатеринбурга.

Как признают в мэрии, в прошлом году в Екатеринбурге уже предпринималась попытка установить точки беспроводного доступа в Интернет в автобусах. Правда, она не увенчалась успехом, поскольку для работы такого оборудования требуется стабильное напряжение 220 вольт. Поэтому Wi-Fi решено было перебазировать в трамваи. При этом организаторы учли, что главные потенциальные потребители услуги - студенты, поэтому Wi-Fi-роутеры установили в вагонах, следующих в основном по центру города.

И все же значительная, если не львиная, доля пассажиров - пожилые люди, не пользующиеся модными гаджетами. Да и технологические возможности оборудования не позволяют обеспечить качественное оказание услуги большому числу пользователей.

- Если половина пассажиров не будет совершать слишком затратных действий, то при скорости 5-10 мегабит в секунду Сеть не зависнет, - гарантирует гендиректор компании-оператора Антон Кудряшов. - Оптимально, если пользователи в трамвае будут только просматривать почту, читать новости, общаться в соцсетях.

Как показывает опыт других городов, где уже внедрены подобные системы, обозначенная скорость соединения позволяет без проблем пользоваться Интернетом одновременно 8-10 потребителям, не более. И то, если никто при этом не скачивает объемные файлы, например музыку. Иначе Интернет начинает "тормозить".

Так что, пожалуй, единственный, кто пока однозначно выиграл, - это оператор сотовой связи, в корпоративные цвета которого теперь окрашены вагоны с бесплатным Wi-Fi. Кроме того, интернет-трамвай стал имиджевым проектом и для городских властей, враз поставив Екатеринбург в один ряд с муниципалитетами Европы. Если, конечно, закрыть глаза на то, что пока новация - больше предмет гордости, нежели действительно полезная и востребованная услуга.

Комментарий

Вячеслав Иванов, заведующий кафедрой технологий и средств связи Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ:

- Думаю, несмотря на издержки, это безусловный шаг вперед в использовании новых средств коммуникации в городском пространстве. Хотя, конечно, при предоставлении такой услуги должен быть гарантирован хотя бы минимум комфорта и не создавалось угрозы устройствам, которыми пассажиры пользуются. Заявленная скорость трафика вполне приемлема для данных условий. Скажем, студент за 40 минут пути от дома до вуза вполне может выполнить какую-нибудь лабораторную работу. Правда, тут может возникнуть еще и этический вопрос: для работы с планшетником нужно обязательно сидеть, а если рядом пожилой человек, как быть?

Но, согласитесь, еще 3-5 лет назад мы и подумать не могли, что сможем в трамвае бесплатно пользоваться Интернетом. Теперь уже высказываются идеи о том, чтобы весь город покрыть бесплатным Wi-Fi, но думаю, пока это слишком дорогостоящий проект. Впрочем, если найдутся желающие его финансировать, потребители будут только за.

Между тем

Предоставление услуги бесплатного подключения к Интернету в общественном транспорте практикуется во многих европейских городах, мегаполисах США и Австралии. Развитие сервиса, как правило, происходит по инициативе городских властей, которые таким образом популяризируют общественный транспорт, чтобы разгрузить дороги от личных автомобилей. В России бесплатный Wi-Fi работает уже в десятках городов. В Екатеринбурге сегодня более 100 точек беспроводного доступа. Главным образом это кафе, рестораны и магазины, предоставляющие услугу для увеличения покупательского трафика.

Digital Интернет Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Екатеринбург