Каннский фестиваль энергично стартует и быстро сдувается. Еще несколько дней до финала, а толщенные журналы уже стали тощими, спонсоры перестали раздавать воду "Сан-Пеллегрино", и скоро на самом интересном для нас месте оборвутся рейтинги, не успев измерить в баллах качество фильма Сергея Лозницы "В тумане".
Его впервые показывают в четверг вечером, и борьба за приз будет трудной: сильных соперников, пожалуй, больше, чем всегда. К общепризнанным лидерам "По ту сторону холмов", "Охота", "Ржавчина и кость" и "Любовь" прибавилась картина любимца Канна британца Кена Лоуча "Ангельская доля".
Девиз фильма: "Наслаждайся ответственно!". Самый социально ориентированный режиссер западного кино напоминает нам, что вечно твердивший об ответственности социалистический реализм - не советское изобретение. Герой ступает на тропу исправления так сознательно, его перевоспитание идет такими ударными темпами, что впору вспомнить лучшие из лент Студии имени Горького. Его душа жаждет исправления, как иссохшая земля - воды. И в аннотации к фильму Кен Лоуч не преминет напомнить о тлетворном влиянии социальных условий: количество безработной молодежи в Британии перевалило через миллион.
Робби, парнишка с трудным детством, прошел и через наркотики, и через поножовщину на грани убийства, и фильм начинается со сцены в суде, где шериф, снисходя к его молодости и перспективе в ближайшие дни стать отцом, приговаривает его всего только к исправительным работам. Рождение сына и сильный педагогический прием - очная ставка с покалеченным им парнем - переворачивают его сознание. Он хочет измениться, хочет стать другим и патетически клянется своему первенцу, что никогда, никогда, никогда больше не поднимет руку на человека. И ясные его глаза доказывают, что так и будет.
Патетика успешно микшируется выбранным жанром: Кен Лоуч снял комедию. Сначала комическое проскакивает в диалогах нормальной с виду социальной драмы, но когда герои пускаются в решающую авантюру - и события, и музыка, и даже пейзаж незаметно дрейфуют в комедийное русло. Авантюра связана с попыткой заработать, украв толику коллекционного виски баснословной ценности. Облачившись в клетчатые шотландские юбки, трое парней и одна девушка собираются проникнуть в святая святых - туда, где в вечной темноте зреет букет волшебного напитка.
В роли Робби - Пол Брэннингэн, который и сам наркотиков не чужд, и в тюрьме сиживал, и как раз потерял работу, так что предложение драматурга Пола Лаверти пойти на кастинг к Лоучу подоспело вовремя. Играть оказалось не так трудно: "Я никогда не учился актерскому ремеслу и решил просто довериться своему инстинкту". Пол Брэннингэн в фильме более чем достоверен, но тоже напоминает образцового героя советских фильмов о перековке заблудших. Да и публика в зале, как я заметил, аплодировала с особенным энтузиазмом столь редкому теперь позитивному "посланию" фильма. Картина Лоуча оправдала лучшие зрительские ожидания, и все разошлись в полном восторге.
В австралийском конкурсном фильме Killing Them Softly (в российском прокате фильм назван без затей: "Ограбление казино") новозеландец Эндрю Доминик воссоединился с Брэдом Питтом, которого снимал в гангстерском эпосе "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса". Доминик балдеет от старого гангстерского кино, его пристрастия - классика жанра. В новой картине он берет годы последнего экономического кризиса и использует их как повод для фильма в стиле времен Великой депрессии. Даже в качестве фоновой музыки использует сладчайшие хиты 20-х годов.
Сценарий по роману Джорджа Хиггинса он написал сам, не чураясь длиннейших, но колоритных диалогов. Диалоги - звездный час актеров, сцены "экшн" - триумф отточенной режиссуры. Доминик хорошо чувствует форму и ритм, досконально знает чувствительные струны любителей жанра и умело на них играет. Действие развивается неторопливо, но каким-то чудом возникает ощущение бешеной динамики, и картина просвистывает за 90 минут, став в конкурсе рекордсменом краткости.
Сюжет крутится вокруг казино, на которое, обтянув голову чулками, нападают мелкие воришки. Питт появляется далеко не сразу и по метражу отведенных ему эпизодов вообще не кажется главным героем. Но его Коган - главный по роли, которую он играет в сюжете. Его нанимают, чтобы навести порядок. И если местные ублюдки умеют только расквашивать морды в месиво, то его принцип - работать красиво и убивать мягко. Поэтому сцена первого убийства аранжирована как мгновение, которое остановилось, потому что оно прекрасно. Так, рапидом, снимают дельфинов, вздымающихся над водной гладью. Вспухает, мутнеет и рассыпается на облако летящих зеркалец автомобильное стекло. Голова жертвы вдруг окрашивается нежнейшим закатным маревом. Очень хороши все партнеры Брэда, среди которых практически нет женщин - фильм обошелся без любви гангстера к певичке кабаре или девственно чистой проститутке. Среди партнеров - Джеймс Гандолфини и Рэй Лиотта, которого по ходу дела и превращают в скоблянку. К большим свершениям картину не отнесешь, но допускаю, что Эндрю Доминик станет одним из претендентов на приз за лучшую режиссуру.