Студентов будут отчислять за сдачу ЕГЭ вместо школьников

Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова отметила, что, по предварительным данным, во время проведения ЕГЭ на Дальнем Востоке в этом году в сотни раз уменьшилось количество попыток выйти в интернет и разместить задания. "Однако некоторые ребята все-таки взяли с собой телефоны", - отметила Глебова.

Она напомнила, что в этом году при использовании на ЕГЭ телефона итоги ЕГЭ у выпускника будут аннулированы, а пересдать он сможет только в следующем году. Кроме того, по словам Глебовой, достигнуто соглашение между Рособрнадзором и социальными сетями, которые будут содействовать в том, чтобы нарушений на ЕГЭ было меньше.

"Мы договорились с социальными сетями, что во время ЕГЭ они будут использовать свои технические возможности, чтобы не подставлять ребят, то есть ограничить вход и размещение на своих сайтах КИМов", - сказала Глебова.

Также Рособрнадзор предлагает отчислять студентов за попытки сдать Единый государственный экзамен вместо выпускников. Любовь Глебова посоветовала вузам прописать в своих уставах ответственность за такое нарушение.

В числе эффективных мер, способствующих проведению честного ЕГЭ - институт общественных наблюдателей.

По предварительным данным, в России в этом году в  наблюдатели  записались более 13 тысяч человек, из них около 3 тысяч - в Москве.  Обозреватель "РГ"  - одна из них.

На часах без пятнадцати десять. Возле школы никого. Выпускники давно в аудиториях.

- Вы куда? - грозно спрашивает охранник.

Объясняю - иду на ЕГЭ. Паспорт  с собой, удостоверение общественного наблюдателя  - тоже.

На ЕГЭ по истории и биологии  должны были прийти 84 выпускника, но 13 не явились, так что экзамены сдают 71 человек из восьми близлежащих школ Северного административного округа.

- В какую аудиторию пойдете? - интересуется руководитель пункта приема ЕГЭ Раиса Соломатина. 

По закону общественный наблюдатель имеет право выбора аудитории. Но разгуливать по ней во время экзамена, отвлекать выпускников, делать замечания - упаси боже. А если кто-то списывает, подсказывает или пользуется мобильным, надо сделать пометку в акте, который выдается каждому наблюдателю. Все это успевает напомнить Раиса Павловна, пока мы выбираем аудиторию. Наконец, определились.

- Добрый день, это общественный наблюдатель! - представляет меня руководитель пункта приема ЕГЭ.

Выпускники секунду-другую смотрят с интересом. Но заметно, что по большому счету им все равно. Многие нервничают.

Организаторы вскрыли пакет, раздали конверты с заданиями, стали показывать, как заполнить регистрационный бланк. И тут посыпались ошибки: кто-то перепутал номер с кодом школы, кто-то не там написал серию паспорта, поставил лишний ноль...

- Куда торопитесь, милые мои? Внимательнее, пожалуйста!  - уговаривает педагог Екатерина Садилова. - Если что-то непонятно - спрашивайте!

Я сижу возле первой парты, весь класс - как на ладони. Высматриваю, нет ли шпаргалок, мобильников? Нет,  ни у кого с собой нет ничего лишнего и запрещенного.

Рядом со мной сидит ученица 11 класса 227 школы Ксения Кудрякова (так написано на ее пропуске на ЕГЭ). Девушка уверенно строчит что-то бисерным почерком. Через час у выпускницы  Кудряковой, по-моему, были готовы все ответы на ЕГЭ.

Девушка на галерке чувствует себя плохо - у нее температура. Об этом предупредили организаторов ЕГЭ. Но, несмотря на недомогание, переносить экзамен она не хочет. Держится из последних сил. А юноша за соседней партой, наоборот, широко улыбается, хотя в его листках еще ни одного ответа. То ли ничего не знает, то ли, наоборот, так уверен, что выдаст все за полчаса до окончания ЕГЭ?

Первая выпускница, которая успела выполнить работу, вышла из школы ровно через полтора часа после начала экзамена. Счастливая и довольная.

Заявляю ответственно: за то время, что я провела на ЕГЭ, никто из учеников не списывал, не пользовался мобильным телефоном, ни подсказывал друг другу. Пустые аудитории в школе были, как положено, опечатаны и закрыты, а возле туалетов находились дежурные педагоги.

Единственный нюанс: честно говоря, я, как общественный наблюдатель, не сразу разобралась, где у выпускников черновики, КИМы с заданиями, а где - официальные листы для ответов? И с изумлением глядела, как на пронумерованных бланках они выводят каракули, а потом еще перечеркивают и исправляют их.

Позже мне пояснили: аккуратно и каллиграфически должны быть  заполнены только официальные бланки ответов. Все остальное - не так важно.

Ошибки на регистрационном бланке, где пишут имя, фамилию и паспортные данные, тоже значения, в общем-то, не имеют. Компьютер прочитает любые варианты. Но вот часть С, та самая, где больше всего творческих вопросов, проверяется исключительно "вручную".

После экзамена составляем акт с руководителем пункта приема ЕГЭ. Теперь уже я заполняю клеточки с ответами "да", "нет", "не знаю".

Последняя графа - замечания и предложения.

- А что писать? У меня замечаний нет, - советуюсь с Раисой Павловной Соломатиной.

- Так и напишите: "Замечаний нет".