В Москве попавшие в ДТП автомобили будут эвакуировать авиацией
В ближайшее время спасатели начнут эвакуировать машины с помощью авиации. Об этом сообщил в интервью одной из радиостанций глава МЧС России Владимир Пучков. Как идею реализовать на практике, выяснял корреспондент "РГ".
Как пояснили "РГ" в пресс-службе Центрального регионального центра МЧС России, главная цель - разгрузить город от лишних пробок, возникших из-за попавших в ДТП машин. Идея благая, так как поток транспорта все увеличивается, а тут еще аварии, которые часто перекрывают движение. По данным ГИБДД Москвы, их только с начала года зафиксировано 3,46 тысячи. Это больше, чем за 4 месяца прошлого года почти на 13%. Над реализацией идеи, сказала "РГ" руководитель пресс-службы Центрального регионального центра МЧС России Елена Смирных, работает НИИ МЧС России. "Известно, что привлекать к этому планируется вертолеты МЧС, оснащенные спецоборудованием, - пояснила она. - С его помощью вертолет сможет подцепить машину и перевезти на спецстоянку или обочину, чтобы не мешать движению транспорта". Действовать таким образом предполагается на загруженных вылетных магистралях, МКАДе, ТТК. На том же Бульварном кольце или в центре города использовать эту технику рискованно - узкая дорога, много деревьев, винты вертолетов можно повредить. Сейчас на балансе столичного МЧС находятся Ми-8, Ка-32, БО-105, Ми-26-Т и другие.
Они пригодны для тушения пожара на высотных объектах, перевозки тяжелораненых в больницы. Но даже для госпитализации привлекают авиацию редко. Ведь поднять вертолет в воздух стоит дорого. В среднем час катания на вертолете стоит от 27 тысяч рублей. Во сколько обойдется эвакуация авто и кто за нее будет платить, не ясно. В одной из страховых компаний, где эвакуация автомобиля из ДТП входит в пакет услуг КАСКО, "РГ" ответили, что их услуга предполагает доставку автомобиля на эвакуаторе, и самой компании это обходится в три тысячи рублей в пределах МКАД. "Может, клиенты и захотят включить в пакет страхования услугу по авиаэвакуации, но это в разы поднимет стоимость страховки, а она и так в среднем стоит 60 тысяч руб., - говорит представитель страховой компании Наталья Полунина.
В ГИБДД Москвы отказались комментировать идею спасателей, сказав лишь, что у них нет информации. Хотя по логике именно столичные автоинспекторы должны будут предупреждать МЧС о происшествиях и необходимости подключения авиации к эвакуации авто.
По словам исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, надобности в реализации идеи спасателей нет. "Проблема при ДТП - длительное оформление документов, - пояснил он. - Сама же эвакуация занимает не так много времени, ведь зачастую машины остаются на ходу. По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаила Блинкина, идея - "плод начальственной фантазии": "Она похожа на ту, как если бы мне Господь Бог сказал, давай я уберу машину на небо. Я реалист, транспортник, в этой идее мало разумного. Посчитав стоимость услуги, мало кто захочет ей воспользоваться. Не удивлюсь, если изначальная авария будет ягодкой по сравнению с бедствием, которое принесет подобная эвакуация: шум от винтов, ветер, поднятая пыль... Все это вызовет дополнительные пробки. Когда с помощью авиации эвакуируют людей, я понимаю, это человеческие жизни. Но кусок железа?". Согласны с экспертами и пилоты. С "РГ" поделился мнением член тренерского совета сборной России по вертолетному спорту Сергей Друй: "Летать над Москвой может только президент и МЧС, причем когда это действительно нужно. Всем остальным полеты над столицей запрещены. Например, частные пилоты могут летать только над МКАД и лишь по часовой стрелке. И правильно, вертолет - это техника, которая может ломаться. Если это произойдет в условиях города, мало никому не покажется. Да, вертолет может "замирать" над землей почти на любой высоте. Но для пилотирования необходимо соблюдать ряд условий. Например, рядом не должно быть линий электропередачи. В двигатель, даже если у вертолета их два, не должна попадать птица, иначе машина может рухнуть. Оборудованных площадок для посадки вертолетов в столице немного, и возможно, что в случае ЧП с вертолетом он долететь до них не сможет. Как тогда быть? Падая, погибнет пилот, прохожие... Для того чтобы задействовать вертолет в городе, нужны очень веские причины".
Впрочем аналитики в области транспорта так же не смогли обнаружить и в мире подобного прецедента. Везде вертолеты если и применяются в ликвидации ЧП на дорогах, то лишь в единичных случаях. Объясняется это тем, что операция зависания винтокрылой машины - самая сложная операция для нее, тем более если происходит над магистралью с оживленным движением.
Максим Ликсутов, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы:
- Мы готовы серьезно рассматривать и содействовать внедрению любых способов, которые помогут городу решить проблему Москвы с пробками.