Рынок легковых и коммерческих автомобилей растет

 

Сергей Капьев, менеджер компании "Эрнст энд Янг":

В январе-апреле 2012 года российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей продолжил свое восстановление после стремительного падения в 2009 году. Основными факторами роста остаются увеличение потребительской уверенности и доступность программ автокредитования, а также распродажа остатков 2011 года, закончившаяся в апреле 2012-го.

Согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей за первые 4 месяца 2012 года составили 880,5 тыс. автомобилей, превысив аналогичный показатель 2011 года на 16,8%. Показатели рекордного по объему продаж 2008 года все еще не достигнуты: в январе-апреле 2008 года было продано 940 тыс. автомобилей, что на 6,8% больше показателя 2012 года. При этом завершение программы утилизации в середине 2011 года и программы субсидирования процентной ставки по автокредитам в конце 2011 года в большей степени негативным образом отразились на отечественных автопроизводителях: продажи АвтоВАЗа снизились на 13,6% за январь-апрель 2012 года. Объем продаж российских брендов (GAZ, LADA, УАЗ, Иж) за рассматриваемый период снизился на 10,7% относительно аналогичного периода 2011 года, только УАЗ продемонстрировал 12% прироста.

Рост внутреннего производства иномарок в России, активная политика по обновлению модельного ряда, а также наличие дочерних банков автопроизводителей и совместных программ кредитования с российскими банками позволили иностранным производителям расти быстрее рынка. В январе-апреле 2012 года прирост продаж иномарок в России составил 28,5% относительно аналогичного периода 2011 года. При этом на 3,6% был превышен аналогичный показатель 2008 года.

Среди иностранных брендов наблюдается тенденция смещения спроса в сторону премиальных брендов, что связано как с ростом благосостояния населения, так и с ростом стоимости массовых брендов. В январе-апреле 2012 года премиальные бренды, за исключением Lexus, продажи которого уменьшились на 16,8%, продемонстрировали прирост от 30% до 79% относительно соответствующего периода 2011 года.

По итогам первых четырех месяцев 2012 года объем рынка легковых автомобилей в долларовом выражении вырос на 24,5% и составил 22,8 млрд долларов, что было связано как с ростом продаж автомобилей, так и с повышением стоимости большинством автопроизводителей и ростом продаж премиальных брендов.

Прирост продаж иномарок в стоимостном выражении составил 30,4%, увеличив их долю в общем объеме рынка с 88,1% в январе-апреле 2011 года до 91,2% за аналогичный период 2012 года. При этом изменилась структура продаж российских и иностранных марок в разрезе ценовых сегментов. Если в 2010 и 2011 годах наблюдались тенденция смещения спроса в сторону бюджетных автомобилей и при этом восстановление спроса на премиальные автомобили, то в 2012 году значительно сократился спрос на бюджетные автомобили.

Рост рынка в последующие месяцы 2012 года может замедлиться. Несмотря на то что Россия все еще отстает от стран Европы по показателю количества автомобилей на 1000 человек населения, а также по показателю среднего возраста автомобиля, в целом в краткосрочной перспективе ситуация на рынке будет определяться общим состоянием экономики РФ и наличием ликвидности в банковской системе России и Европы.

При этом рост продаж иномарок будет опережать рост продаж отечественных брендов, что будет связано как с ростом производства автомобилей иностранными производителями в РФ, так и со снижением таможенных пошлин в 2012-2018 гг. в связи с вступлением в ВТО.

За рассматриваемый период выпуск легковых автомобилей увеличился на 19,9%, по данным Росстата. Несмотря на то что еще не опубликованы данные по производству за апрель 2012 года, основываясь на данных первого квартала 2012 года можно утверждать, что основной вклад в рост производства в январе-апреле 2012 года внесли иностранные производители автомобильных кластеров Санкт-Петербурга и Калуги.