13.06.2012 13:20

Показали "Победы" и "полуторки"

Текст: Наталья Рулева (Екатеринбург)
12 июня, в День России, прошел пятый по счету автомобильный фестиваль "Российской газеты". Собиратели и реставраторы старинных машин традиционно встретились в парке Дворца молодежи в Екатеринбурге. На праздник приехали гости из Челябинска, Тюмени, Кургана. Соорганизаторами фестиваля выступили региональное отделение "Всероссийского общества автомобилистов", Федерация автоспорта Свердловской области и сайт avtoretro.com.

В этом году фестиваль был посвящен 80-летию выпуска первого автомобиля горьковского автозавода. Владельцев "Побед" и "Волг" собралось около трех десятков. Была и знаменитая "полуторка" - ГАЗ-АА, родоначальник всех автомобилей марки ГАЗ.

Советский завод строился по технической документации завода Генри Форда, самого успешного и экономически выгодного автопредприятия того времени. Советскому Союзу нужно было в кратчайшие сроки восполнить дефицит автомобилей, а Форд умел строить машины, у которых средняя стоимость в 1927 году, к примеру, равнялась всего 738 долларам США (1500 тогдашних рублей). Для сравнения: немецкие автомобили в это же время стоили в переводе на рубли от 3,5 до 6,5 тысячи.

В годы строительства горьковского автозавода на нем производились машины из американских деталей. Одну из таких машин увидели гости фестиваля "Российской газеты". Ярко-красный красавец-Форд-А из коллекции Анатолия Скоробогатых не раз украшал выставки ретро-машин в Екатеринбурге.

Рядом с Фордом-А стояли и свежие приобретения коллекционера: "Олдсмобиль" 1901 года и "Бруш" 1911 года. Принято считать, что изобретателем конвейера был Генри Форд, но и у него были предшественники. "Олдсмобиль" - первая в мире машина конвейерной сборки, кстати, тоже американская. "Бруш" выпускался в США всего 3 года. Конструктор этих автомобилей впоследствии стал конструктором "Кадиллаков". Обе машины, несмотря на возраст, наравне с другими участвовали в конкурсе фигурного вождения: прошли "змейку" и успешно добрались до финиша.

Любимцем всех детей на фестивале стали "инвалидки" - маленькие машинки кажутся детскими, но, чтобы ими управлять, нужно совсем недетское мастерство. Покорила зрителей и пожарная машина 1942 года, представленная клубом американских автомобилей.

- 2012 год объявлен в России годом истории, - напомнил на фестивале один из соорганизаторов председатель комитета ретро-машин свердловской федерации автоспорта Анатолий Волков, - а наш фестиваль - это редкая возможность увидеть историю советского и мирового автомобилестроения.

Почетный гость фестиваля ветеран Госавтоинспекции полковник Петр Решетнюк поблагодарил всех "художников, которые восстанавливают и сохраняют ретро-автомобили, ведь каждый сохраненный экземпляр еще не менее 20 лет может заново открывать прошлое для будущих поколений".

Фестиваль показал, что ретро-движение ширится и растет: появились новые участники, а также те, кто еще только собирается к ним присоединиться. А значит, на следующих праздниках нас ждут новые сюрпризы.