14.06.2012 11:00
    Поделиться

    В Воронеже выступил лучший квартет Швейцарии

    CasalQuartett - наиболее успешный и известный камерный ансамбль Швейцарии и один из ведущих струнных квартетов мира - исполнил новаторские произведения начала ХХ века в рамках Платоновского фестиваля искусств.

    Коллектив побеждал на крупных международных конкурсах, выступал на известных концертных площадках и представительных европейских фестивалях. Трое из участников сами организуют музыкальные форумы в Европе: Boswiler Sommer, Festival Arosa и Festival der Stille in Kaiserstuhl. Тем интереснее было услышать их комплименты в адрес воронежской инициативы - "завертеть" столь масштабную серию мероприятий вокруг одного имени (фестиваль посвящен выдающемуся писателю Андрею Платонову).

    Концерт открылся тремя из "Пяти пьес для струнного квартета" Эрвина Шульхофа, обыгрывающими интонации различных танцев в модернистском ключе. Автор посвятил эту сюиту современнику - композитору Дариусу Мийо (который, в свою очередь, находился под влиянием уже знакомого воронежцам минималиста Эрика Сати). Посему логично было продолжить выступление ранним опусом Мийо - Струнным квартетом №1.

    Во втором отделении, где прозвучал квинтет До мажор Франца Шуберта, к четверке музыкантов присоединился русский виолончелист из Германии Кирилл Кравцов - партнер многих знаменитых исполнителей (таких, как Гидон Кремер, Кшиштоф Пендерецкий или Гиора Фейдман) и руководитель уникального Rastrelli Cello Quartett.

    - Сыграть струнный квинтет Шуберта - заветная мечта любого виолончелиста, - подчеркнул Кравцов. - Когда Андреаса Флека сегодня спросили, что бы он хотел исполнить перед смертью, он сказал, что был бы счастлив еще разок прикоснуться именно к этому произведению.

    Музыканты играли самозабвенно и очень эмоционально. Невольно вспоминалось академично-сдержанное выступление квартета имени Бородина на прошлом Платоновском фестивале. Первая скрипка Коринн Шапель - и без того броская внешне - с гибкостью гимнастки выписывала в воздухе замысловатые фигуры, подаваясь вслед за пляшущим в такт инструментом.

    От нее не отставала вторая скрипка Рахель Шпэт, а невозмутимые близнецы Маркус (альт) и Андреас (виолончель) Флек порой демонстрировали почти джазовую раскованность. Было видно, что музыканты на сцене наслаждаются не только мастерством, но и обществом друг друга, чему не могли помешать и наивные аплодисменты воронежцев в перерывах между частями одного произведения.

    К слову, в Воронеже Коринн (ученица Иегуди Менухина, виртуозная исполнительница и победитель многих престижных конкурсов) впервые выступила в составе CasalQuartett, заменив ушедшую в декрет Дарью Заппа. Несмотря на этот "ввод", квартет - а затем и квинтет - выглядел тесно сплоченным. Ведь все его члены играют и в швейцарском камерном оркестре CHAARTS, объединяющем видных исполнителей со всей Европы. Коллектив универсален: может выступать и в оркестровом варианте, и в камерном (дирижера при этом музыканты выдвигают из своих же рядов), любой из членов может взять сольную партию.

    CHAARTS даст в рамках фестиваля еще два концерта: 14 июня у стен Рамонского замка принцессы Ольденбургской и 15-го в филармонии Воронежа. Выступление в Рамони, как и год назад (когда здесь играл виолончелист Давид Герингас), начнется в 21-00 и обещает собрать огромную толпу. Билеты распроданы, но есть возможность побыть "вольным слушателем", расположившись возле концертной площадки в парке.

    В программе - Мендельсон (симфония № 10 Си минор), "Античные танцы" Респиги и "Цыганские напевы" Сарасате, а также Серенада для струнного оркестра Ми мажор Дворжака. Выбрав не самые раскрученные, не самые простые, но динамичные произведения, оркестр ухитряется угодить и "продвинутым" меломанам, и тем, кто склонен задремывать в бархатном кресле, если звучащая со сцены музыка вдруг теряет быстроту или бодрость.

    - В благоустроенности, благополучии нашей страны, конечно, таится определенная угроза для художника - в искусстве важно страдание, - признал виолончелист Андреас Флек. - С другой стороны, когда ты элементарно не можешь заниматься музыкой - в комнате холодно, инструмент никудышный, нет нот, нет возможности жить только за счет концертов - это тоже не лучший вариант. В Швейцарии много профессиональных исполнителей классики, которые при этом не являются художниками, творцами. Они живут с музыкой, но - ужасно скучны. Относимся ли к этой категории мы - судить слушателю!

    Программа Платоновского фестиваля - на официальном сайте.

    Поделиться